«Как молиться за некрещёного?»

Икона святого мученика Уара Египетского

В день памяти святого мученика Уара мы пытаемся найти ответ на вопрос, почему невозможно церковное поминовение людей, умерших без Крещения.

пробел

Существует традиция, которая связывает имя святого Уара с молитвой о умерших без крещения. Иногда даже можно услышать, что якобы «есть один такой день в году, когда можно молиться о некрещеных и даже записочки подавать» — в день памяти святого. И если последнее никак не соответствует действительности (записки в храме всегда подаются только за крещеных людей – дальше мы попытаемся понять, почему), то ни для кого не секрет, как много людей специально ездит к иконам мученика, чтобы попросить именно его о ходатайстве за умерших без Крещения близких. В Москве есть несколько храмов и часовен, где есть его чтимые образы, а в Подмосковье святому мученику посвящено несколько храмов.

пробел

Вполне естественна и понятна скорбь людей, которые желают лучшей участи для своих почивших родственников и друзей. Но еще семнадцать лет назад Святейший Патриарх Алексий II заметил, что почитание святого Уара порой превращается в некий культ, когда молитва святому в сознании людей начинает подменять собой благодать самого Таинства Крещения.

пробел

Но разве нельзя просить мученика о том, чтобы он ввел в Царствие Небесное человека, умершего некрещеным? И вообще, почему в храмах не совершается поминовение хотя и не крестившихся, но, несомненно, хороших и дорогих нам людей?  Чтобы разобраться в этой непростой проблеме, предлагаем последовательно рассмотреть несколько вопросов.

пробел

  1. Что мы знаем о святом мученике Уаре?

Житие святого Уара Египетского (память 1 ноября н.ст.) достаточно известно. Он жил в конце III века и был воином. Навещая христиан, находившихся в темнице за свою веру, он и сам в скором времени был подвергнут мучениям. После многочасовых страданий он отошел ко Господу, благочестивая женщина Клеопатра погребла тело мученика в подвале своего дома. Спустя некоторое время она перевезла мощи к подножию горы Фавор, где верующие стали почитать святого страдальца. Случилось так, что у Клеопатры умер сын, после чего та стала молиться о нем святому Уару. В видении мученик открыл ей, что ее ребенок пребывает с ним у Престола Божия. Утешенная этим явлением, святая Клеопатра похоронила сына, а вскоре и сама присоединилась в Небесном Царствии к нему и мученику Уару, которого чтила всю жизнь [1].

пробел

Некоторое время назад уже поднимался вопрос о природе мнения, что святой Уар каким-то образом вымолил некрещеных родственников святой Клеопатры. Действительно, в житии встречаются слова, сказанные святым: «прежде всего я умолил Бога о сродниках твоих, с которыми ты положила меня в гробнице, чтобы им были отпущены грехи их». Подробный разбор этих слов в 2010 году был опубликован протоиереем Константином Буфеевым [2]. По справедливому замечанию автора, никаких указаний в житии на то, что эти родственники Клеопатры были некрещеными, нет.

пробел

Хотелось бы обратить внимание, что при очередном издании Миней – то есть богослужебных книг, где содержатся песнопения в дни памяти того или иного святого – из этих книг была устранена  неуставная «ина служба мученику Уару», которая имеет старообрядческое беспоповское происхождение и основана на сомнительном предании о благодати мученика вымаливать некрещеных, не подтверждаемом древними источниками его жития, в первую очередь греческими» [2]. Информация об этом была опубликована на официальном сайте Московской Патриархии [3].

пробел

Таким образом, никаких особых указаний ни в житии, ни в богослужении на благодать мученика  «спасителя некрещеных» – нет. Но традиция молиться ему за некрещеных все-таки существует…

пробел

  1. Так можно молиться или нельзя?

Строго говоря, не вполне корректно без уточнений ставить вопрос «можно ли молиться за некрещеных». Апостол Павел призывает нас «совершать моление за всех человеков» (1 Тим. 2:1), в том числе за царей — очевидно, что во времена Апостола Павла среди правителей не было христиан. Поэтому когда мы, по любви к своим родственникам, умершим без Крещения, молимся о них Богу, мы не совершаем ничего плохого, потому что поступаем в данном случае по любви.

пробел

Однако следует задуматься: а о чем мы молимся, когда просим дать кому-то «Царствие Небесное»? Большинство, наверное, скажет, что мы молим Творца, чтобы у наших близких «где-то там» было «все хорошо». Но ведь Царствие Божие, спасение – это вовсе не абстрактное «хорошо».

пробел

«Вот истинное учение об этом предмете, учение Святой Вселенской Церкви: спасение заключается в возвращении общения с Богом» [4] — говорит святитель Игнатий (Брянчанинов). Желая спасения себе и близким и молясь об этом, мы просим у Бога дать нам возможность в вечности пребывать подле Него, обретя тем самым полноту своего существования. А возможность эта открывается нам только благодаря тому, что в мир явился Спаситель.

пробел

Икона Воскресения Христова

Господа Иисуса Христа мы называем Спасителем не потому, что Он спас нас «от всего плохого ради всего хорошего», а потому, что через Его воплощение человеку открывается подлинное приобщение Божественной жизни. Иными словами, Царствие Божие, рай, спасение – это не какое-то неопределенное блаженное состояние, а в первую очередь соединение с Богом или, как называли это святые, «обожение». Именно этого мы желаем, когда просим себе или кому-то другому спасения…

пробел

В Ветхом Завете описываются события, в которых поучаствовали многие праведные люди – например, праведный Авраам, пророк Моисей и другие пророки. О самом Моисее в Писании сказано, что «говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх.33:11), и конечно, всем известно, что именно через Моисея Господь даровал Своему народу десять заповедей. Мы прекрасно знаем, что Церковь почитает как праведников святых, живших до пришествия Господа Иисуса Христа. Но Царствия Небесного, рая они достигли не потому, что «были очень хорошими людьми» и даже не потому, что просто исполняли заповеди.

пробел

Священное Писание гласит: «поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим.4:3). Само по себе исполнение заповедей не могло бы ввести человека в рай — святой Апостол Павел посвятил этой проблеме множество посланий. Если бы для спасения достаточно было бы быть «хорошим» и «поступать правильно», не нужно было бы никакого Боговоплощения и крестной Жертвы.

пробел

«Нисходили во ад по окончании земнаго странствования не только грешники, но и праведники Ветхаго Завета. Такова сила добрых дел человеческих. Такова цена добродетелей естества нашего падшаго! Чтоб восстановить общение человека с Богом, иначе, для спасения, необходимо было искупление» — восклицает святитель Игнатий (Брянчанинов) [4]. Именно Господь Иисус Христос, умерев на Кресте и сойдя во ад, выводит оттуда в рай души ветхозаветных праведников, которые – и это важно – веровали в Его пришествие и через эту веру спаслись.

пробел

Итак, «никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6), говорит Спаситель. Следовательно, единственный путь, которым мы могли бы достичь Царствия Божия – это Христос.

пробел

А как осуществляется наше приобщение Христу, которое позволяет нам войти в Его Царствие? Посредством Крещения. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.3:27).

пробел

«Тот, кто хотя бы был добр по делам, но не получил запечатления водою, не войдет в Царство Небесное. Слово дерзновенно, но не мое; ибо так определил Иисус!» — восклицает святитель Кирилл Иерусалимский [5]. Сам Спаситель свидетельствует, что приобщение Его Царству невозможно помимо того пути, который Он дал в Таинствах Церкви: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5).

пробел

  1. Но как же нам быть, если по каким-то причинам не сподобились Крещения близкие нам люди?

Следует знать, что церковная молитва (в частности, поминовение «в записках») за некрещеных невозможна, потому что Церковь есть не что иное, как сообщество христиан, живых и умерших, возглавляемое Самим Христом. Существует, правда,  одно исключение, когда за богослужением мы молимся о некрещеных людях. Это молитва Литургии об оглашенных, то есть готовящихся ко Крещению – но содержит она именно прошение о скором их приобщении этому Таинству и вхождении в стадо Христово [6].

пробел

Фреска «Святой Апостол Анания крестит Павла»

Крещение как раз вводит нас в Церковь, делая человека «сыном света и наследником вечных благ» [7] и таинственным образом соединяя нас со Спасителем через уподобление Его смерти и Воскресению: «Ибо если мы оказались сращенными с Ним подобием смерти Его, мы, конечно, будем сращены и подобием воскресения» (Рим.6:3-11). И нет никакого «особого дня», когда за некрещеных в Церкви молиться «можно» — ни на Троицу, ни в родительские субботы, ни в день святого Уара.

пробел

В том и заключается трагедия умершего вне Церкви: нет ничего, что могло бы «заменить» или «возместить» то Крещение, которого человек не сподобился при жизни. Святитель Григорий Нисский приводит печальную историю об одном юноше, которого постигла внезапная и насильственная смерть: он, «упав и приближаясь к смерти, сколько было силы… кричал (так как не был крещен): «горы и леса, крестите, дерева, источники, камни, дайте благодать», – и с этими жалостными воплями скончался. Город, узнав о сем, скорбел более, нежели о бедствиях, причиненных войной [8].

пробел

Скорбь о наших близких, умерших вне Церкви, побуждает нас к молитве. И поскольку мы, желая молиться за некрещеных, делаем это в качестве следствия нашей любви – мы можем и должны молиться о них дома. Как пример такой молитвы, которая действительно может облегчить посмертную участь умершего вне Церкви, вспомним историю из жизнеописания преподобного Макария, которому умерший языческий жрец открыл, что находящиеся в аду получают некоторое облегчение от его молитвы [9]. И мы можем просить какого нам угодно святого стать нам сомолитвенником в этой нужде – Пресвятую Богородицу, святого Уара или кого бы то ни было еще. Многие, например, читают молитву святого Льва Оптинского: «Взыщи́, Го́споди, поги́бшую ду́шу (и́мя), а́ще возмо́жно е́сть, поми́луй! Неизследи́мы су́дьбы Твои́. Не поста́ви мне во гре́х сей моли́твы мое́й, но да бу́дет свята́я во́ля Твоя́». Но не следует думать, что благодать кого-то из святых окажется для человека «более спасительной», чем искупительный подвиг Господа Иисуса Христа, причастником которого каждый из нас призван стать при жизни.

пробел

Итак, подведем итоги. Несмотря на отсутствие однозначных свидетельств жития, традиция молиться мученику Уару о некрещеных все-таки существует. Но следует понимать: учение Церкви, отраженное в словах Самого Христа, совершенно ясно говорит о необходимости Крещения во имя Христово для обретения полноты жизни с Богом. Поэтому поминовение умерших без Крещения за богослужением невозможно. Но возможно молиться за них дома с верой, что по милости Своей Господь не отвергнет наших просьб и облегчит то состояние, в которое ввергли себя те, кто не приобщился Христу. И именно осознание того, что вне Церкви Христовой нет спасения, должно побуждать всякого православного человека не только к молитве, но и к миссионерскому служению, то есть труду ради приобщения ближних и дальних спасительному подвигу умершего и воскресшего Господа.

пробел

Катехизатор Алексеевской церкви Екатерина Манкевич

пробел

ИСТОЧНИКИ

  1. Свт. Димитрий Ростовский. Житие святого мученика Уара. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/917
  2. Буфеев К., прот. О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных. Режим доступа: https://pravoslavie.ru/42451.html
  3. О внесенных изменениях в текст богослужебных Миней см. http://www.patriarchia.ru/db/text/5405650.html
  4. Свт. Игнатий (Брянчанинов). Избранные письма. Письмо 203. Режим доступа: http://брянчанинов.рф/tom7/203.shtml
  5. Свт. Кирилл Иерусалимский. Огласительные поучения. Поучение 3. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusalimskij/oglasit/3
  6. Чинопоследование Литургии свт. Иоанна Златоуста. См. https://lib.pravmir.ru/library/readbook/1860#part_22427
  7. Чинопоследование Крещения. См. https://lib.pravmir.ru/library/readbook/1863
  8. Цит. по: Малков П. Ю. Таинства Крещения и Миропомазания // Введение в литургическое предание. https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vvedenie-v-liturgicheskoe-predanie-tainstva-pravoslavnoj-tserkvi/2_1
  9. Житие прп. Макария Великого, Египетского. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/909780.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *