О Таинстве Елеосвящения

Елеосвящение, или Соборование — одно из семи Таинств, в котором при помазании человека освященным елеем на него призывается благодать, дарующая исцеление от телесных и душевных недугов.

 

Почему это так необходимо? Прежде всего, молиться о человеке в болезни — это дело духовной милости. Для христианина желание молиться о ближнем — в особенности о страждущем — совершенно естественно. Точно так же и Церковь молится о своем страждущем чаде, ведь если страдает один член Церкви, вместе с ним страдают и все остальные, как писал Апостол Павел (1 Кор.12:26).

 

После грехопадения человек стал подвержен тлению, болезни и, как итог, смерти. Каждый личный грех человека — и тем более греховные страсти — ведут к тому же разрушению, не только физическому, но и душевному, и духовному. Далеко не всегда мы можем судить о причинах той или иной болезни — следствие ли она личного человеческого греха, происходит ли по промыслу Божию. В природе человека все тесно взаимосвязано. Христос совершает Свой искупительный подвиг, подавая освящение и обновление всей природе человека. Потому-то, в случае недуга, мы и прибегаем ко Господу, Который не только сотворил нас и установил законы жизни в этом мире, но и исцелил нашу природу, поврежденную грехом.

 

Обратите внимание: это Таинство предназначено для тех, кто болеет. Апостол Иаков пишет: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» (Иак.5:14). Здесь определяется степень болезни человека, нуждающегося в Соборовании: это человек в тяжелом состоянии. К подобного рода болезням можно отнести онкологические заболевания, потерю зрения и слуха, различные формы психических болезней — то есть все то, что принято называть тяжелыми заболеваниями.

 

Неправильно думать, что Таинство Елеосвящения — это всего лишь некое «напутствие» христианина перед неминуемой смертью. Церковь у одра болящего молится не только об исцелении его недугов, но и о прощении грехов и исцелении страстей, недугов души. В заключительной молитве Таинства говорится: на верующего возлагается не рука иерея, но рука Самого Господа. Можно сказать, этим подчеркивается, что лишь Господь знает день и час каждого, и от Него зависит и дарование исцеления, и возвращение к жизни, и наступление смертного часа, и, в конце концов, прощение наших грехов.

 

Для совершения Таинства Соборования над болящим просим обращаться к священнику. Также это Таинство совершается в храме в дни Великого Поста, о чем на сайте объявляется дополнительно.

пробел

Содержание молитв в Таинстве Соборования

Эссе по дисциплине «Нравственное богословие», 2016 г.

С чего начинается любая работа, говорящая об одном из церковных Таинств? С краткого описания совершения Таинства, его значения и объяснения того, что в нем подается нам Богом. Не уклоняясь от этого правила, скажем, что Елеосвящение, или Соборование — одно из семи Таинств, в котором при помазании человека освященным елеем на него призывается благодать, дарующая исцеление от телесных и душевных недугов.

пробел

Почему это так необходимо? Прежде всего, молиться о человеке в болезни — это дело духовной милости. Для христианина желание молиться о ближнем — в особенности о страждущем — совершенно естественно. Точно так же и Церковь молится о своем страждущем чаде, ведь если страдает один член Церкви, вместе с ним страдают и все остальные, как писал Апостол Павел.

пробел

Ничто в мире не происходит без причины. Принято считать, что причиной болезни является грех. Это действительно так. Повреждение природы, явившееся следствием грехопадения, включает в себя подверженность человека тлению, болезни и, как итог, смерти. Каждый личный грех человека — и тем более греховные страсти — ведут к тому же разрушению, не только физическому, но и душевному, и духовному. Очень легко представить себе, как страсть является причиной болезни тела — от печальных размышлений начинается головная боль, чревоугодие приводит к ожирению и так далее, умолчим о прочем, о чем «срамно есть и глаголати».

пробел

Нельзя только думать, что все болезни механически происходят по причине тех или иных грехов, и автоматически считать всех тяжело больных страшными грешниками — это далеко не всегда бывает так, особенно в случае тяжелых врожденных болезней. Сам Спаситель, говоря о слепорожденном, сказал, что ни он, ни его родители не согрешили, но недуг был дан ему для того, чтобы на нем явились дела Божии.

пробел

Далеко не всегда мы можем судить о причинах той или иной болезни — следствие ли она личного человеческого греха, происходит ли по промыслу Божию (да и имеем ли мы право об этом судить?). Так или иначе, мы исходим из простого факта: в природе человека все тесно взаимосвязано. Христос совершает Свой искупительный подвиг, подавая освящение и обновление всей природе человека. Потому-то, в случае недуга, мы и прибегаем ко Господу, Который не только сотворил нас и установил законы жизни в этом мире, но и исцелил нашу природу, поврежденную грехом.

пробел

Обо всем этом и молится Церковь перед одром болящего. Молится не только об исцелении его недугов, но и о прощении грехов и исцелении страстей, недугов души. Взглянем внимательнее на молитвы, которые мы слышим при совершении Елеосвящения.

пробел

После возгласа и обычных предначинательных молитв читается 142 псалом, знакомый нам по чинопоследованию утрени. Это последний псалом шестопсалмия, основная тема которого — покаяние и воспоминание о Суде Божием. Это вопль погибающего грешника, гонимого врагом. Он просит Бога не делать его причастным смерти и избавить от притеснений. В этом же псалме говорится и о той цели, которая стоит за любой нашей жизненной скорбью, в том числе и за недугами: «Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся, воздех к Тебе руце мои…» Любая скорбь — это призыв Бога. Господь напоминает нам, что мы не вечны и что Он один властен над жизнью и смертью. Мы призваны вспомнить о Его милости, воззвать к нему.

пробел

Но это воззвание не должно быть воззванием ропота. В первую очередь мы вспоминаем о наших грехах, которые ввергли нас в бедственное состояние. И вспомнив о них, мы обращаемся к Богу с молитвой о прощении беззаконий. Такова тема покаянных тропарей и 50 псалма, которые следую далее в чинопоследовании Елеосвящения.

пробел

Канон Елеосвящения красив и сложен. Церковь молится о болящем, причем молится не только о исцелении. Прежде всего, это прошение спасти болящего. Спасти не только от болезни — спасти вообще, то есть привести к соединению с Богом. Этому соединению мешают не столько наши телесные недуги, сколько наши грехи. Но Церковь просит и об исцелении тела. Недуг, особенно серьезный и тяжело переживаемый, может послужить для человека препятствием к Богообщению. Человек, по немощи своей, переключает все внимание на свою скорбь и уже не может всецело помнить о Боге. Мне кажется, это еще одна из причин, по которой Церковь молится не только о духовных, но и телесных нуждах: человек немощен. Так говорит об этом одна из стихир после канона, как бы обобщающая все его содержание: «Помазанием елеа Твоего, и священников, Человеколюбче, осязанием, раба освяти свыше, недугов свободи, душевныя же скверны очисти, омый, Спасе, и многоплетенных соблазнов избави, болезни утиши, обстояние отжени и скорби потреби, яко щедр и благоутробен». Эта молитва — об исцелении всего человеческого существа, тела, души и духа, об избавлении не только от болезни, но и от греха, и от притеснений лукавых демонов. Те же прошения — и в молитве священника над елеем.

пробел

Не будем касаться анализа Апостольских и Евангельских чтений, совершаемых во время Таинства, поскольку это выходит за рамки темы. Несколько слов скажем, тем не менее, о первых двух прокимнах, возглашаемых перед чтениями. Они связаны с образом елея, но прикровенно. Елей — символ милости Божией (первый прокимен — «Буди, Господи, милость Твоя на нас»); масло также обозначало силу и крепость, поскольку им умащались воины и оно предохраняло от порчи продукты (второй прокимен — «Крепость моя и пение мое Господь»).

пробел

Обратимся к молитвам, которые читают священнослужители. Молитва «Отче Святый», многократно повторяемая во время совершения Таинства, содержит в себе прошение об исцелении как телесных, так и духовных недугов.

пробел

Молитва после первого чтения, хотя и начинается с воспоминания об исцелениях, совершенных Спасителем, не просит в своих первых строках об исцелении, но об оставлении грехов. Некоторые оканчивают молитву — она довольно длинная — на этих словах. Но если прочесть ее до конца, мы увидим, что в ней тесно переплетены темы прощения и исцеления. Говорится, что Господь отменил для христиан обычай евреев приносить кровавую жертву очищения для прощения грехов народа. Кровью помазывался жертвенник. Теперь же для христиан установлено помазание святым елеем, совершаемое крестообразно в воспоминание о Страстях Господних. Интересно, что в этой молитве по отношению к христианам употреблены слова «да будут… не имея ни пятна, ни порока», которые всякий раз приводятся в Писании Ветхого Завета в отношении жертв, приносимых для всесожжения. Верующие, таким образом, одновременно сравниваются и с жертвой, и с жертвенником, и называются даже царственным священством — но все это в Искупителе Господе Иисусе Христе, Который есть истинный Пастырь, Первосвященник и истинная Жертва.

пробел

Последующие молитвы повторяют и развивают главные темы — прощение грехов и исцеление недуга. Каждая молитва в разной степени раскрывает эти темы — во второй, шестой и седьмой молитвах тема покаяния становится главной, в третьей и четвертой акцент делается на исцелении болезни. Пятая молитва совмещает обе темы. Многократно говорится о Христе, Который пришел исцелить всякий недуг и всякую язву, под которыми понимаются в том числе — или прежде всего — грехи и страсти.

пробел

Наконец, молитва, читаемая над болящим в то время, когда над ним держится Святое Евангелие, вообще не содержит в себе прошения о физическом исцелении. В нее полностью входят слова, читаемые в молитве во время Таинства Покаяния: «Господи… пророком Твоим Нафаном, покаявшемуся Давиду о своих согрешениих оставление даровавый, и Манассиину еже о покаянии молитву приемый, Сам и раба Твоего, кающагося о своих си согрешениих, приими обычным Твоим человеколюбием». В первую очередь, человек нуждается в исцелении от греха, и только потом — в возвращении здоровья. Эта мысль подчеркнута неоднократно, прошений покаянного характера в Таинстве гораздо больше, чем просто молитв об исцелении. Особенно усиливается звучание покаянных мотивов тем, что большинство верующих приступает к Таинству Елеосвящения в дни Великого поста.

пробел

Интересное наблюдение можно сделать на основании этой молитвы. В словах канона многократно подчеркивается, что помазание болящего совершается священниками в соборном служении. Здесь выражается как бы участие всей Церкви в молитве о человеке. Однако в заключительной молитве, наоборот, подчеркивается, что на верующего возлагается не рука иерея, но рука Самого Господа. Можно сказать, что этим подчеркивается, что лишь Господь знает день и час каждого, и от Него зависит и дарование исцеления, и возвращение к жизни, и наступление смертного часа, и, в конце концов, прощение наших грехов.

пробел

Как мы говорили в самом начале, все сферы человеческой природы взаимосвязаны. Можно рассуждать над взаимосвязью и параллелями Таинств Елеосвящения и Покаяния — например, над справедливостью утверждения, что в Соборовании прощаются забытые по немощи грехи — но из чинопоследования Таинства видно, что прошение о даровании человеку оставления грехов имеют гораздо большее значение, чем прошения об исцелении. Впрочем, не следует противопоставлять эти две темы, напротив — они, по сути своей, говорят об одном и том же: о том, что человек нуждается во Христе для восстановления изначальной чистоты. Источник греха и источник болезней в человеке произошел от одной причины — грехопадения; одно и исцеление от них — Христос, дарующий Свою благодать в Таинствах.

пробел

Екатерина Манкевич