О Таинстве Причащения

Таинство Причащения, или Евхаристии (с греч. «благодарение»), было установлено Господом Иисусом Христом на Тайной вечере, незадолго до Его страданий и Воскресения. Так Священное Писание говорит об установлении этого Таинства:

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

(Евангелие от Матфея, 26:26-28)

Святые Дары, которые мы принимаем, подходя к Чаше, — не какие-то символы божественного присутствия, но истинные Тело и Кровь Христовы. Православная Церковь с Апостольских времен верит, что в этом Таинстве христианин причащается Самого Христа и теснейшим образом соединяется с Ним.

 

Вся наша церковная жизнь, весь строй православного богослужения, все святоотеческое наследие ведут нас к Евхаристии. Спаситель призывает каждого из нас приступать к этому Таинству:

«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною…» 

(Евангелие от Иоанна, 6:53-57)

К сожалению, многие христиане пренебрегают этими словами Господа, и подолгу, иногда по несколько лет, не причащаются — по нерадению или по «недостоинству». Не следует избегать этого Таинства, считая себя недостойным: величие Жертвы Христа таково, что никто и никогда не дерзал бы назваться «достойным» причащения. Отказываясь от этого Дара, мы тем самым отделяем себя от Бога и от Церкви, которая, по слову Апостола Павла, есть Тело Христово.

 

Однако отцы Церкви предостерегают нас и от того, чтобы приступать к Таинству Причащения неготовыми, без покаяния и благоговения. «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор.28-29), предостерегает нас Апостол Павел. Именно поэтому православная Церковь установила для желающих причаститься несколько правил.

 

  • Желающий причаститься, прежде всего, нуждается в очищении от греха. Поэтому до причащения необходимо испытать свою совесть и исповедать грехи в Таинстве Покаяния.
  • Перед Таинством Причащения установлен пост. Продолжительность и степень его может быть различной. Поэтому, если Вы хотите причаститься, спросите у священника на исповеди, как именно Вам готовиться к Таинству.
  • Для готовящихся принять Тело и Кровь Христовы отцами Церкви написаны особые молитвы, помогающие осознать свое недостоинство перед величием Господней Жертвы. Во время подготовки к Таинству читается Последование ко Святому Причащению, которое есть во всех православных молитвословах. Кроме Последования, принято читать Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу, канон ко Пресвятой Богородице и канон ко Ангелу Хранителю. В тех или иных ситуациях это правило может быть изменено. Об этом тоже нужно заранее поговорить со священником.
  • Следует, по возможности, прийти на вечернее богослужение (см. расписание). В это же время лучше всего исповедаться, чтобы утром не задерживать службу.
  • Перед принятием Тела и Крови Христовых, начиная с полуночи того дня, в который Вы причащаетесь, обязателен строгий пост — полное воздержание от пищи и питья, а также от супружеского общения. Прийти на Божественную Литургию следует натощак. Если Вы причащаетесь во время ночной Литургии, минимальный срок воздержания составляет 6 часов. Для маленьких детей, а также для тех, кто не может воздерживаться от еды по болезни, пост послабляется, однако это также следует заранее обсудить со священником.
  • В день причащения крайне желательно прийти на службу без опоздания. Родители с маленькими детьми, которым трудно стоять всю службу, могут подойти к началу Евхаристического канона (примерно 10:20).
  • Следует заметить, что по наиболее распространенной в наши дни практике, не принято приступать к Причащению женщинам и девушкам в т.н. «нечистоте». Женщине, родившей младенца, по истечении 40 дней после родов следует прийти в храм, чтобы над ней была прочитана особенная молитва, после которой она может вновь приступать ко Причащению.

Принятие Святых Христовых Таин — великая радость для христианина. После Литургии в храме прочитываются благодарственные молитвы. При желании Вы можете прочесть их и дома, самостоятельно.