Лекция прот. Олега Стеняева о Священном Писании (часть 4)

Четвертая часть лекции протоиерея Олега Стеняева о Священном Писании.

пробел

Теперь я хочу продемонстрировать как бы порядок чтения текста вместе с Церковью на примере Евангелия от Матфея. 1-я глава, рассмотрим отрывок с 1-го стиха и до 17-го, чтобы как бы ощутить аромат библейской экзегезы, ощутить вкус прочтения этого текста вместе с Церковью и в Церкви.

пробел

Мы, конечно, помним этот текст. «Родословие Иисуса Христа, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама» (Мф. 1:1-7).

пробел

Я задам по этому тексту несколько вопросов. Первый вопрос: почему Христос называется Сыном Давидовым? Второй вопрос: почему после того, как Христос назван Сыном Давидовым, а все знают, что Давид произошел от Авраама, он назван еще и Сыном Авраамовым?

пробел

Следующий вопрос: зачем Матфей помещает в родословие Иисуса Христа имена четырех женщин, которые допустили сексуальную нечистоту или были близки к этому состоянию? Следующий вопрос: зачем Матфей разделил родословие на три части?

пробел

17-й стих: «Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов» (Мф. 1:17). Какое значение для Матфея имеет число 14? Ведь в одном случае, от Вавилона до Христа, мы находим 13 имен, а он говорит — 14, в другом случае, от Давида до Вавилона, он убирает имена 3-х царей, чтобы соблюсти число 14. Зачем ему это число, и почему, действительно, от Вавилона до Христа сказано 14, а мы находим только 13 имен? Кто же 14-й?
пробел

Это немногие вопросы, которые мы задаем по этому тексту. На самом деле, их значительно больше. Итак, первый вопрос: почему Христос называется Сыном Давидовым? У Святых Отцов логика была немножко иная, чем у нас. И когда Святые Отцы задаются вопросом, почему Он назван Сыном Давидовым, они задают себе второй вопрос: а какой Сын Давида имеется в виду?

пробел

У Давида было много сыновей. Вот Христос назван Сыном Давидовым — в смысле, какой Сын Давида? И отвечают: «Соломон является иконой Христа, потому что Соломон построил первый на планете храм, посвященный Богу. Этим он преобразовывает Христа, который приходит как новый Соломон.

пробел

И мы читаем 16-ю главу от Матфея, когда в Кесарии Филипповой Христос говорит: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Он создает храм веры. Соломон создал храм материальный, рукотворенный, Христос создает Церковь Свою — храм нерукотворенный.

пробел

А почему Христос называется далее Сыном Авраамовым? У Авраама тоже было много сыновей. У него был сын от Агарь — Измаил, сын от Сарры — Исаак, и куча детей от Хеттуры, на которой он женился после смерти Сарры.

пробел

Какой сын имеется в виду? Конечно, Исаак. Сказано: «В Исааке наречется тебе семя» (Рим. 9:7). Исаак — это сын обетования. Само имя Исаак означает «возрадуется», то есть он указывает на некое событие, которое произойдет в будущем.

пробел

Какой же самый знаменательный момент в жизни Исаака? Это жертвоприношение Исаака, когда Авраам повел его на гору Мория, чтобы принести в жертву. Авраам возложил древо на его плечи, и он нес это древо. Авраам возложил Исаака на жертвенник, уже поднял жертвенный нож, но Ангел Господень его остановил и сказал: «Не причиняй ничего плохого этому отроку. Иегова-Ире, Яхве-Ире, то есть Господь усмотрит агнца».

пробел

Когда Иоанн Креститель увидел Иисуса Христа на Иордане, он вспомнил эти слова — Яхве-Ире, Господь усмотрит, и Иоанн Креститель сказал: «Вот Агнец Божий, который берет на себя грехи мира». То есть вот Яхве-Ире, Тот, Кого Бог усмотрел, отменив жертвоприношение Исаака.

пробел

Теперь 4 женских имени. Первое имя — это имя Фамарь, грех кровосмешения с тестем, праматерь Господа Иисуса Христа по прямой. Следующее женское имя — это Рахав, проститутка из Иерихона, тоже праматерь Господа Иисуса Христа по прямой. Следующее женское имя — это Руфь, Руфь моавитянка. В Книге Второзакония сказано: «Моавитянин и в десятом поколении не войдет в народ Божий», — а Руфь моавитянка прабабка царя Давида.

пробел

И четвертая женщина, имя которой даже не называется, бывшая за Уриею, то есть Бат Шева, «дочь клятвы», или в более знакомой транслитерации Вирсавия. Вирсавия — прелюбодеяние с царем Давидом при живом муже, потом и муж ее был уничтожен.

пробел

Зачем Матфей помещает такие сложные имена, судьбы в родословие Иисуса Христа? В родословиях вообще не принято помещать женские имена. В Ветхом Завете очень редко, но встречаются женские имена. Почему Матфей здесь не поместил имя праведной Сарры, Рахиль, Лии — благочестивых жен, а берет такие сложные женские имена и судьбы?

пробел

Смотрите, Фамарь — не еврейка, она хананеянка. Рахав — точно хананеянка, Руфь — моавитянка, то есть, к тому же, они и не еврейки. Бат Шева, Вирсавия — только она, похоже, была еврейка. Зачем Матфей это делает?

пробел

Матфей, как учит отец церковной истории Евсевий Кесарийский, писал это Евангелие для лиц еврейской национальности, и он специально помещает такие имена, судьбы в это родословие, потому что, с точки зрения иудаизма, даже современного иудаизма, это родословие Христа. Они ждут своего Христа, но понимают, что Он из дома Давида. Значит, это родословие воспринимается в каждом случае как родословие Мессии, Машиаха.

пробел

Что делает Матфей? Имя первой женщины Ева. Ева по-еврейски — Хава, от слова Хайя, «жизнь». То есть женщина — это животворящая, жизнь дающая, это та, которая являет поток, как бы жизнь происходит от женщины. И Матфей, показывая эти сложные имена, судьбы, показывает, что этот поток был замутнен, но Христос не погнушался по божеству войти в этот поток, по человечеству выйти из него.

пробел

А какое значение это имеет для нас? Огромное. Сказано: «Христос всегда и вовеки Тот же». Если Христос не погнушался такого родословия, Он не погнушается твоей и моей замутненности. Он готов войти в нашу жизнь, несмотря ни на какие проблемы прежней нашей жизни.

пробел

Сам Христос выражает это словами: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». А здесь видно, что Он пришел спасать не только евреев, но и моавитян, и хананеян, и людей с разными судьбами, и с тяжелыми нравственно-моральными проблемами.

пробел

Эти женщины — они были в состоянии греха, но они пережили покаяние, а по-еврейски покаяние — это тшува, когда человек меняет отношение к окружающему миру. По-гречески это означает «перемена образа мышления», то есть когда человек становится другим человеком. Вот какое интересное наставление нам здесь преподается.

пробел

Следующий вопрос: зачем Матфей разделил родословие на три части? От Авраама до Давида 14 родов, от Давида до Вавилона 14 родов, от Вавилона до Христа 14 родов. Отвечая на этот вопрос, святитель Иоанн Златоуст пишет: «Это сделано для того, чтобы люди поняли, что с переменой правления они лучше не становятся».

пробел

Время от Авраама до Давида — это общинно-родовой и патриархальный период в истории еврейского народа. Время от Давида до Вавилона — это монархический, царский период в истории еврейского народа. Время от Вавилона до Христа — это двукратие, трикратие или, как бы сейчас сказали, период политического плюрализма. Златоуст называет это время властью аристократов.

пробел

То есть был и родовой, общинный период в жизни еврейского народа, патриархальный и монархический период, и период управления аристократии, и грешили в каждом из этих периодов. С переменой правления люди лучше не становятся.

пробел

Были и патриархи, были и цари, были и первосвященники, и все равно Христу потребовалось прийти в эту реальность, потому что сами люди неспособны механическим путем, с помощью политических, националистических спекуляций решить главную проблему собственного спасения. Как и сказано в Псалтири: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения».

пробел

А что же значит число 14? Дело в том, что в еврейском языке, так же, как и в греческом, так же, как и в славянском, буквы — они же цифры. Это значит, что любое имя имеет числовое значение. Например, имя последнего антихриста 666, то есть это числовое значение его имени. Кстати, 666 — это не 3 шестерки. Я, может быть, разочарую вас, но это не 3 шестерки.

пробел

Что такое 3 шестерки? 6 плюс 6 — 12, плюс 6 — 18. Нет, это не 3 шестерки. Это именно 600, плюс 60, плюс 6. Есть же разница между числом 18 — 3 шестерки, и числом 666. В каком случае появляются 3 шестерки? Если мы это число записываем арабскими цифрами. Но, когда писался Апокалипсис, никаких арабских цифр не было.

пробел

Если у вас дома есть славянская библия, откройте 666-ю страницу и посмотрите, как она обозначена — 3 разных знака. Один означает 600, другой — 60,  шестерка славянская 6. Просто люди невнимательно читают библейский текст или насмотрелись голливудских фильмов.

пробел

Есть такой фильм «Омен», там один человек подозревает, что один из кадетов его училища — это антихрист. По ночам он с фонариком копается у него в волосах и находит 3 арабские шестерки. Но мы должны больше руководствоваться, конечно, Писанием.

пробел

А когда раскопали Помпеи, нашли очень много сохранившихся надписей. На одной стене влюбленный юноша написал: «Имя моей любимой 563». Это он писал по-латыни, а потом перешел на греческий. То есть он назвал ее имя и не назвал. Он показал числовое значение ее имени, и нужно догадаться, какое имя имеет такое числовое значение.

пробел

Так что же значит число 14? Это гематрия, то есть числовое значение имени царя Давида. А так как Матфей писал это Евангелие для лиц еврейской национальности, он старался подчеркивать в каждом случае, что Христос точно потомок Давида.

пробел

И вы знаете, как Его встречали люди: «Сын Давидов! Машиах, Сын Давидов!» И поэтому Матфей использует вот это число 14, и в одном случае, чтобы его сохранить, убирает имена трех царей, а в другом случае, хотя 13, он говорит — 14.

пробел

А почему? Действительно, от Вавилона до Христа только 13 родов. Кто же 14-й? Одни Святые Отцы говорили, что к 14-му числу можно отнести Саму Деву Марию. Другие Отцы говорили, что 14-м является Сам Христос. То есть Христос настолько соединился с родом человеческим в Своем боговоплощении, что стал частью собственного родословия.

пробел

То есть, если Он по божеству неслиянно входит в мир людей, по человечеству Он выходит из этого мира, являясь частью Своего собственного родословия, то, что Григорий Нисский сформулировал словами: «После того как Сын Божий воплотился, Он стал нашим сотелесником».

пробел

Что значит «сотелесник»? Когда мы крестимся, мы вот так слагаем персты. Три соединенных кверху перста православно исповедуют нашу веру в Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святаго. Два пригнутые книзу перста — православные исповедуют нашу веру, что Иисус Христос — истинный Бог и истинный человек.

пробел

Так вот, как истинный Бог — Он единосущен Богу Отцу, а как истинный человек, наш сотелесник, Он единосущен каждому человеку, живущему на земле, независимо от его религии, от его нации, возраста, пола, социального положения.

пробел

Итак, мы видим, что из имен родословия рождается целая беседа с интересными для нас назиданиями. Это как раз пример такой церковной экзегезы. Особенность текста Библии заключается в том, что этот текст написан в основном лицами еврейской национальности.

пробел

Окончание следует.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *