Любовь к Богу, ближнему и… себе.

Как дороги сердцу христианина те заповеди, в которых, по словам Спасителя, «утверждаются весь закон и пророки»: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:37-40). Недавно один благочестивый человек задал вопрос: а что значат слова «как себя»? Можно ли вообще «любить себя»? И как вообще исполнять эти заповеди?

На вопрос отвечает диакон Олег Лемешев.

пробел
Любовь к Богу лежит через любовь к ближнему, ведь так было угодно Богу, чтобы человек спасался через человека. Люди порой находятся в глубоком заблуждении, если думают, что любят Бога, но при этом своего ближнего ненавидят. Ведь как писал апостол любви Иоанн Богослов, человек не может любить Бога, Которого не видит, если не любит ближнего, которого видит (1Ин.4:20). А если кто говорит, что любит, но при этом ненавидит окружающих, то он лжец и фарисей.

пробел

Такой человек обманывает самого себя и, прежде всего, самого себя не любит. В Священном Писании сказано, что каждый человек питает и греет свое тело (Еф.5:29), и что человек должен любить ближнего как самого себя. Значит, любовь к себе обязательна, ведь жизнь это бесценный дар Божий, как же можно себя не любить?

пробел

Но речь отнюдь идет не об эгоистической любви. Напротив, эгоизм – это, прежде всего, грех против себя. Все очень просто. Мерилом любви человека является его отношение к внешнему миру, в том числе и к самому себе. Ведь если человек себя любит, то он будет спасать свою душу. Спасти душу можно только через любовь. Любовь проявляется через отношение к человеку и заключается в человеке. Значит, без добродетельного отношения к людям мы не можем достичь любви. Если любим ближнего, значит желаем ему спасения, и делаем все, чтобы он спас свою душу, таким образом, через любовь к ближнему спасаем и свою душу (значит себя любим, и ближнего любим как самого себя).

пробел

Тут и сбываются слова заповеди любви: не желай (делай) ближнему того, чего себе не хочешь (Мф.7:12). В этих словах заключена огромная истина, ведь если человек постоянно делает зло всем вокруг себя, то прежде всего он себя не любит и не спасает свою душу. Здесь можно привести в пример светские поговорки: «хочешь, чтобы тебя другие уважали, начни сам себя уважать, чтобы ценили начни себя ценить, чтобы любили начни себя любить». То есть нужно начать с себя. Еще в Античности было известно выражение: начни с себя и хватит с тебя, познай себя и довольно с тебя. Можно обратиться к Сократу, сказавшему «я знаю, что я ничего не знаю». Здесь речь идет о смирении. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6; 1Пет.5:5). Смирение – это начало всякого покаяния. Смириться – это не значит забыть про себя, нет, это значит забыть о своем эгоизме и принести себя в жертву любви. А это значит жить для ближних. Когда мы живём ради других, то автоматически предаем себя в Руки Божии, Бог тогда Сам заботится о нас. Господь сказал, «что сделали одному из малых сих, то Мне сделали» (Мф.25:40). А кто такие «малые сии»? Из притчи узнаем, что это хромые, больные, в больницах лежащие, в тюрьмах сидящие, соседи, родственники, т. е. все, кто нас окружает, кто нуждается в нашей помощи.

пробел

В каждом человеке заключен всецело Христос. Что делаем ему, то делаем Христу. Так угодно Богу, что через ближнего автоматически спасаем свою душу. Поэтому настоящая любовь к себе говорит о любви к ближнему, а через последнюю учимся любить Бога. Итак, можно вывести формулу: полюби себя, полюби ближнего, полюби Бога.

  • Полюби себя – определись, чего ты хочешь от жизни. Спасаться или погибать.
  • Полюби ближнего – если хочешь спастись, то люби.
  • Полюби Бога – полюбил ближнего, значит, начал любить Бога, не останавливайся.

Итак, мерилом нашей любви является наше отношения к окружающим. Легко понять, на каком уровне любви мы находимся. Если без ненависти испытываем любовь ко всем, кто вокруг нас и готовы каждому помочь, то любим по-настоящему и Господь с нами. Если любим только некоторых, значит лицемерим и фарисействуем и любим напоказ ради корыстных целей, т.е. наша любовь корыстная. А настоящая любовь – простая, она не выбирает, кого любить, она любит всех, она всепоглощающая и всепокрывающая. Если никого не любим, а, напротив, ко всем испытываем ненависть, значит очень далеко отстоим от Бога.

прбоел

Любовь к Богу, к ближнему, к себе – едина, ее нельзя разделить. Если мы любовь разделяем на заповеди, то только условно. Ведь если человек по-настоящему любит себя, значит он будет любить и ближнего, и Бога. И если человек без лицемерия и обмана любит Бога, то не может не любить ближнего и самого себя. И если он по-настоящему ближнего любит, то, значит, любит и Бога и себя самого. Здесь принцип таков, что чем ближе мы к Богу, тем ближе и друг к другу, и чем ближе друг к другу, тем ближе к Богу. И наоборот, чем дальше от Бога, тем дальше и друг от друга, и чем дальше друг от друга, тем дальше и от Бога.

пробел

Блаженный Августин сказал: «Люби Бога и делай, что хочешь». Если человек живёт в любви, то ему не нужен закон, ведь он его не нарушает. Через грех появились нарушения, а через них – закон. Верующему и любящему все содействует ко благу (Рим.8:28).

пробел

Наша основная задача – научиться любить, тогда и закон не страшен, и от греха свободны, и болезни не пугают, и смерть – приобретение и жизнь вечная.

пробел

Так будем же любить по-настоящему, в чем да помогут нам Господь, Матерь Божия и всем святые.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *