Праздник Успения Божией Матери

День Успения Пресвятой Богородицы — праздник, который служит для христиан в некотором смысле «подведением итогов». Прежде всего, он подводит итог двум неделям поста — точно так же, как в Великий пост, мы призваны дать себе и Богу внутренний ответ: что мы приобрели за это недолгое время? Неслучайна эта параллель Успения с праздником Пасхи: снова за богослужением мы слышим весть о воскресении, вместе с Апостолами стоим перед опустевшей гробницей.

пробел

Сознание наше устроено так, что именно с осенним временем мы связываем начало нашей «новой жизни». Все-таки день Нового года в этом отношении уступает сентябрю. И здесь праздник Успения, как предшествующий началу осени, также знаменует окончание одного времени и начало другого. Кто-то снова выйдет на работу после отпуска, кто-то отправится в школу или институт (в первый раз, а может быть, и в последний), кто-то будет собирать в этот путь детей и внуков… И день 28 августа — это последний двунадесятый праздник церковного года. Годовой круг праздников начинается с 14 сентября, и если день Рождества Божией Матери начинает его, то день Успения закономерно служит его завершением.

пробел

И само событие, воспоминаемое сегодня, тоже говорит о подведении итогов. Божия Матерь, Пресвятая Дева, оканчивает земную жизнь и переходит в вечность. Мы знаем, что жизнь Ее была трудной, преисполненной как великими чудесами, так и трудностями и скорбями. Сколь многое и дивное явил миру Господь посредством Божией Матери! — и в то же время как истинны и справедливы оказались слова Симеона Богоприимца, что и Ей Самой «душу пройдет оружие» (Лк.2:35). Теперь же — Сам Господь, когда-то благоволивший даровать дитя святым Иоакиму и Анне, а затем и Сам воплотившийся через Марию — Сам Он полагает предел Ее жизни.

пробел

Тем самым праздник Успения, то есть воспоминания последних дней, смерти, воскрешения Божией Матери, служит для каждого из нас важным наставлением о необходимости приготовления к вечности. Митрополит Вениамин (Федченков), рассуждая о Божией Матери, риторически восклицает: «Для Нее дивно не то, что случилось, то есть что Она, умерши, жива на небе. Это так и должно быть. Наоборот, дивно другое: как она могла умереть? Вот «чудо новое»! Вот «знамение странное»! Она носила Живого Бога в отроковической утробе и не должна бы совсем умирать! Но Она — «Адамова дщи…» Если и Пресвятая Дева, всю жизнь проведшая в подвиге, глубочайшем смирении и молчании, одна из всего мира удостоенная чести быть Матерью Воплощенного Слова, должна была умереть и готовилась к этому — почему же мы бываем так нерадивы? Ведь зачастую, живя на земле, мы отвергаем возможность даже думать о каких-то «промежуточных итогах», не говоря уже о том, что на Суде Господнем Он сам подведет черту под тем, что совершали мы каждый миг нашего существования. «Сегодня согрешу, завтра покаюсь» — говорим мы, не понимая, что никто не даст нам гарантии, что этот завтрашний день наступит, и не зная, что без постоянного хранения своей совести, без очищения ее в Таинстве Исповеди, мы не обретем навыка видеть свои грехи, оплакивать их и исправлять, помня о смертном часе.

пробел

Как же Сама Пречистая Дева воспринимает весть о грядущей кончине? Святитель Димитрий Ростовский приводит слова Божией Матери, обращенные к Богу в последние минуты Ее жизни: «Благословенно имя Твое, Господи славы и Боже Мой, благоволивший избрать смиренную рабу Свою для служения таинству Твоему; помяни Меня, Царь славы, в вечном Твоем царствии; Тебе известно, что Я всем сердцем Моим возлюбила Тебя и соблюла вверенное Мне сокровище, и теперь приими в мире дух Мой и защити Меня от всяких козней темной, сатанинской силы».

пробел

В Ее словах мы видим подлинное, глубокое смирение. Дева Мария обращается к Своему Сыну — и обращается со словами благоразумного разбойника, прося помянуть Ее в Царствии Божием. Она — Матерь Господа, Она положила Его когда-то в вифлеемские ясли, каждый день Она видела, как Он взрослеет — и ни разу Она не воспользовалась обычной, быть может, материнской властью над Сыном, понимая, что Он не принадлежит Ей. Переходя к вечности, Она не кичится тем Даром, что был ей вручен, но просит у Бога той же милости, что и всякий раскаявшийся грешник, и той же защиты, на которую уповает каждый из нас.

пробел

Найдем ли мы силы в последний час своей жизни обратить ко Спасителю ту же самую речь? Ведь мы, живя в Церкви, постоянно подвергаемся искушению фарисея из притчи, который не нашел ничего лучше, как перечислять перед Богом свои достоинства. «Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю» (Лк.18:12). И конечно, Господь не отнимает у него этих заслуг. Но, помимо них, ему нужно и наше сокрушенное сердце. Пресвятая Дева, имея неисчислимые добродетели и настоящую святость, понимала и Свое недостоинство пред Богом. А мы зачастую не имеем даже тех добродетелей, что у фарисея, но хвалимся своим «христианством» и мнимыми заслугами перед Богом. И больше прочего необходимо нам учиться покаянию, к тому же нам, в отличие от Пречистой Девы, действительно есть за что просить прощения у Господа.

пробел

«А́ще и непости́жный Сея́ Плод, И́мже небеса́ бы́ша, погребе́ние прия́т во́лею, я́ко мертв; ка́ко погребе́ния отве́ржется неискусобра́чно Ро́ждшая?» — поется в каноне праздника: если и Сам Спаситель претерпел смерть, то и Матери его предстоит то же, что и Ему: успение, но затем — воскрешение из мертвых, в знак исполнения слов Спасителя о грядущем всеобщем воскресении. Радостно, в сопровождении Ангелов и Апостолов переходит Богородица в эту блаженную жизнь. И потому-то и воскрешает Ее Господь и возносит на небеса, чтобы еще раз удостоверить всех христиан в истинности обещаний Спасителя: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин.5:24).

пробел

Мы знаем, что эта вечная жизнь для нас может быть как блаженной, так и страшной. И начало этому блаженству или мучению мы полагаем еще здесь, на земле. Те великие добродетели, пример которых являет нам Дева Мария, приобретаются христианами, по милости Божией, путем постоянного труда. Старец Иоанн Крестьянкин так говорил об этом: «Мы так привыкли просить и получать от Нее просимое, что забываем в чувстве сердца о Ней как о живом человеке, подобном нам. Забываем, что Ее нынешняя слава и Божественное могущество – это плоды Ее земной жизни. И плоды эти родились живой верой Пресвятой Девы, Ее Божественной любовью, Богоподобным смирением и нескончаемым, непреходящим страданием – мученичеством всей жизни». Вспомним, как смиренно она приняла благую весть и слова старца, предвозвещащие Ей страдание — и не будем думать о своих заслугах и достоинствах. Вспомним, как несла Она трудности и заботы семейной жизни, находясь в доме Иосифа Обручника — будем и мы благодарить Бога за все, что имеем, и старательно трудиться там, куда Он нас поставит. Вспомним и то, как Она родила Сына в вертепе — и не возмутимся, если какие-то обстоятельства ненадолго лишат нас привычного комфорта. Вспомним, какова была Ее любовь к Спасителю, что победила даже страх смерти и привела Ее к Голгофскому кресту — и научимся быть верными Распятому за нас. Вспомним, что именно Ей первой явился воскресший Христос — и будем в минуты отчаяния укреплять себя верой. Исполним же и единственную заповедь, дошедшую до нас от Богородицы — «что Он вам скажет, то сделайте» (Ин.2:5). — и внимательно будем постигать Слово Христово, данное в Святом Евангелии, чтобы и нам сделаться Его учениками.

пробел

 

«В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице» — молитвенно взывает Церковь в этот день. Праздник Успения служит нам не только знаком будущего воскресения мертвых, но и напоминает о важнейших для христианина добродетелях — смирении, покаянии, памяти смертной. Молитвами Пречистой Девы, да поможет нам Господь удостоиться блаженной и мирной кончины и Царствия Небесного со всеми Его святыми.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *