Мы начинаем публикацию лекций Виктора Сударикова, прочитанных в нашем храме осенью 2018 года.
Лекция 1 (начало).
В.А. Судариков: Меня зовут Виктор Андреевич Судариков. Я выпускник Свято-Тихоновского университета. В церковных делах я катехизатор, модератор православного форума. Также я блогер, уже достаточно давно веду свою страницу, свой блог.
В православном интернете я тоже давно, и поэтому, если у нас будут вопросы, связанные с интернетом, мы обязательно об этом поговоримотдельно, потому что православный интернет — это одна из моих специальностей. Естественно, у меня есть еще и светская работа, я кандидат физико-математических наук.
Мы очень давно знакомы с отцом Алексием, и он предложил мне поговорить с вами об апологии христианства. Наши беседы будут называться «Апология христианства. Честные ответы на трудные вопросы», и они будут независимыми друг от друга. Я, конечно, постараюсь сделать так, чтобы это не были просто лекции, чтобы мы могли общаться, слышать друг друга. На мой взгляд, это очень важно.
Что же такое «апология»? Апология — слово греческое. «Апо» — означает удаление, отказ, а «логос» — это, естественно, слово, учение. Соответственно, апология в переводе с греческого языка означает оправдание. То есть это защита истин, защита того, к чему применимо слово «апология». Если мы говорим об апологии христианства, то это защита истин христианской веры, объяснение и рассуждения о них.
Дальше вопрос самый существенный, и здесь важен опыт каждого из нас — а от чего и для чего мы призваны защищать веру? Казалось бы,положения веры сформулированы в Символе веры, в канонах Вселенских соборов, наконец, в учебниках. Почему же мы все-таки говорим о защите и оправдании веры?
Атеисты, люди неверующие, считают, что, говоря о вере, люди морочат друг другу головы, что нужно брать от жизни все и жить по своемуразумению либо по разумению каких-то своих учителей. Это первое.
А что означает слово «ересь»? В Евангелии написано, что должно быть разномыслие, чтобы выявились искуснейшие апостолы. Слово «разномыслие» — греческое слово, обозначающее «ересь», αἵρεσις. Таким образом, ересь — это разномыслие, разные мнения.
Апостол говорит о том, что должны быть разные мнения, что это не есть нечто запрещенное. Но со временем слово «ересь» приобрело в Церквииное значение — «заблуждение», но не просто заблуждение.
Если человек в чем-то ошибается, это еще не ересь. Ересь — это, во-первых, искажение чего-то очень важного, искажение основ. А во-вторых, это такое искажение, на котором настаивают, которое считают необходимым.
То есть, если у человека какие-то мысли, может быть, не вполне правильные, в чем-то ошибочные, но он не считает их общеобязательными, то это не ересь. Таким образом, ересь — это искажение основ, которые являются общеобязательными. Я думаю, что для жизни Церкви важноотделять какое-то искреннее заблуждение или частное мнение от понятия ереси.
Апологетика или направление богословия — это уже как бы апология,изложенная в научном виде. Она представляет собой, что очень важно,объяснение не для тех, кто сознательно что-то искажает, а для тех, кто чего-то не знает, чего-то не понимает, и им нужно просто объяснить все по-человечески. Это действительно важно, потому что жизнь Церкви — это весьма сложное явление, в котором есть богослужения, различные обряды, таинства.
Вероучение, изложенное научным языком, называется словом «догматика». Догматы Церкви, то есть основы вероучения, изложенные великими Святыми Отцами, учителями Церкви, стали основой всейостальной церковной жизни. То есть в Церкви есть множество дисциплин, и, естественно, люди многого могут не понимать. Поэтому апология нужна ещеи по отношению к тому, что является искренним заблуждением.
Но есть еще как минимум одна тема, в которой защита веры очень нужна — это наши внутренние сомнения. Часто это бывает самым трудным, потому что от других людей можно как-то оборониться, закрыться, а от себя мы убежать не можем. Поэтому наши сомнения, диалог с самим собой, с нашими мыслями, с нашими чувствами, с нашими какими-то рассуждениями — это тоже очень важно.
Здесь мне хотелось бы привести слова замечательного подвижника и проповедника XX века митрополита Антония Сурожского: «Люди боятся сомнения, и напрасно боятся, потому что сомнение рождается от того, что мы истину полностью не знаем и ставим вопрос. И поэтому, когда сомнения у нас появляются, это значит, что я перерос свое неполное представление о Боге, свое несовершенное о Нем знание».
То есть сомнение, с одной стороны, мешает, с другой стороны, оно помогает преодолеть какое-то ограничение, какое-то ограниченное знание,которое в нас есть. И в этом смысле апология понимания того, что есть вера, что есть конкретные моменты вероучения, позволяет не только рассеять сомнения, но и постепенно внутренне преобразиться.
Вот этот процесс внутренней нашей школы, внутренней учебы всегда связан с разрешением сомнений, и это очень важно. И поэтому апологетика, апология, скажем так, это не только то, что мы говорим кому-то другому, но,прежде всего, это то, что мы говорим самим себе.
Не будучи внутренне убежденными в своих словах, в том, что говорится о вере в Церкви, написано в книгах и так далее, мы не сможем сказать этого другим людям. Ведь очень часто наша апология — это апология, прежде всего, по отношению к самим себе.
Очень важно сказать себе, самим убедиться и дойти до какой-то определенной мысли, так, чтобы опыт Церкви стал и нашим опытом, чтобыэто не только было вычитано в книгах, было теоретическим знанием, ночтобы это стало знанием практическим.
Собственно, жизнь Церкви — это не есть идеология, не есть набор даже самых умных книг, это жизнь практическая. Это прорастание того, что мы видим, читая Евангелие, в сердце каждого из нас. Этот процесс работы с собой, со своими сомнениями помогает нам отвечать людям, которые у нас о чем-то спрашивают, которые просят нашего живого участия, и это чрезвычайно важно.
Продолжение следует…