Образовательная программа
Хоровой школы при храме Алексия человека Божия
Дополнительная общеразвивающая программа для детей от 9 до 16 лет
на 2019-2020 учебный год
Составитель:
преподаватель хоровых дисциплин
Копачёва Ирина Леонидовна
Москва 2019
Пояснительная записка
Образовательная программа хоровой школы при храме Алексия человека Божия является дополнительной общеразвивающей программой для детей от 9 до 16 лет культурно-эстетической направленности. Она разработана и составлена на основании Закона РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО».
При храме Алексия человека Божия действует воскресная школа для детей, а также центр духовно-нравственного развития «Восхождение». Однако в существующих структурах нет занятий, направленных на музыкальное развитие детей. Учитывая пожелания учащихся и их родителей настоятелем прихода иереем Алексеем (Лымаревым) было принято решение о создании хоровой школы на базе храма.
Хоровое пения является одним из самых доступных способов общекультурного развития личности. Основными источниками формирования человека, безусловно, являются социальные институты (семья, школа и др.), но также большое влияние на становление личности имеет система духовно-нравственных ценностей. Исполнение духовных сочинений дает детям возможность изучать духовные понятия «изнутри». Детям, которые изучают духовные дисциплины в воскресной школе, это просто необходимо. Исполняя песнопения на Богослужении, дети могут применить изучаемые понятия на практике. Помимо духовных сочинений важно изучать и исполнять народные песни. Исполняя такие произведения, дети изучают историю, обряды и традиции разных народов. Включение в репертуар детского хора песен военных лет дает возможность воспитывать в детях чувство патриотизма и любви к Родине.
Цель: создание условий для повышения культурного уровня детей путём приобщения их к хоровому искусству.
Задачи:
- Обучающие:
— освоение знаний об интонационно-образной природе музыки;
— освоение знаний об особенностях музыкального языка;
— усвоение понятий о музыкальных стилях и жанрах;
— освоение понятий фольклора, классического и современного искусства;
— освоение знаний о месте музыки в жизни человека.
- Развивающие:
— развивать у детей музыкальные способности (чувство ритма, мелодический и гармонический слух);
— развивать творческий потенциал обучающихся;
— развивать у хористов музыкально-образное мышление.
- Воспитательные:
— воспитывать у детей эстетический вкус;
— воспитывать волевые и трудовые качества личности;
— прививать чувство ответственности в работе с коллективом;
— посредством исполнения музыкальных сочинений воспитывать патриотизм и любовь к Родине.
Отличительной особенностью данной авторской программы является то, что по помимо получения классического образования в сфере хорового искусства, в нашей хоровой школе дети будут получать опыт пения на Богослужении. При непосредственном участии в ходе службы, участники хора исполняют не просто отточенные заранее музыкальные произведения, они являются сотворцами Богослужения в реальном времени. Это связано со спецификой строения службы: речитативные реплики священнослужителя перемежаются с хоровыми репликами. Речетативы не имеют определенной временной длительности, они все время вариативны, в следствие этого хор должен также уметь подстраиваться под ритм Богослужения.
Данная программа общеразвивающего характера рассчитана на первый год обучения детей от 9 до 16 лет. Разный возраст участников хорового коллектива будет создавать некоторые трудности понимания исполняемых сочинений, физической выносливости детей и заинтересованности в процессе обучения . Это стоит учитывать при подборе репертуара и формах работы с коллективом. Сочинения ложны быть подобраны таким образом, чтобы старшим участникам хора не было скучно их разучивать и исполнять, а младшим хористам они были понятны и доступны для исполнения. В таком возрастном диапазоне есть и положительные моменты. Младшие участники будут вынуждены быстрее осваивать новый материал, нежели в одновозрастной группе, они будут стремиться догнать старших ребят в осваиваемых навыках. В свою очередь, более взрослые хористы смогут проявить себя в роли педагога. Для этого можно применять такие формы работы с коллективом, при которых часть работы будет возложена на старших участников хора (разучивание текста сочинений, контроль за исполнением произведений и др.).
Основные принципы, используемые в программе:
— материал, который предоставляется для изучения должен быть доступный;
— обучение начальных навыков пения предполагает участие всех детей, не зависимо от уровня музыкальной подготовки и природных данных;
— все дисциплины программы направлены на всестороннее развитие детей;
— новые знания, полученные в процессе обучения будут применяться в реальной жизни.
Групповые занятия будут проводится 3 раза в неделю по 1 часу (общее количество — 135 часов в год). Количество часов для индивидуальных занятий будет определено в ходе работы коллектива.
Программа подразумевает следующие виды учебной деятельности:
— разучивание и исполнение хоровых сочинений;
— исполнение вокальных упражнений;
— хоровое сольфежио;
— слушание музыки;
— индивидуальные занятия с наиболее одаренными участниками хора.
По окончании первого года обучения от участников хора ожидается овладение следующими навыками и умениями:
— певческая установка (положение корпуса и вокального аппарата во время пения);
— вокальное дыхание (бесшумный и спокойный вдох, ровное и протяжное дыхание для кантиленного пения, смена дыхания между фразами в быстром и медленных темпах);
— звуковедение (владение мягкой атакой звука и звуковедением legato, пение ровным звуком, правильное формирование гласных звуков);
— навыки ансамблирования (умение подстраивать свой голос под голоса других участников коллектива для слаженного звучания партий, одновременно начинать и заканчивать произведения, опираясь на жест дирижера);
— дикция (правильное оформление гласных звуков — они должны звучать слегка округло, в единой вокальной позиции, четкое проговаривание согласных, коротко и единовременно исполнять закрытые слоги в случае окончания фразы или всего произведения, быстрое присоединение согласных к последующему слогу (пример: шу-ми-тка-мыш), исполнение дикционных упражнений;
— исполнение различных вокальных упражнений (восходящая и нисходящая гамма в мажоре и миноре, пение по звукам основных трезвучий тональности, интонирование интервалов). Все вокальные упражнения направлены на увеличение диапазона голосов и улучшение качества звука;
— элементарная теория музыки (понятия нотный стан, ключ, длительность, ритм, такт, тональность, параллельная тональность, мажорная и минорная гаммы, темп и др., разучивание новых сочинений обязательно по нотам, вне зависимости владения знаниями в области теории музыки);
— пение на Богослужении (знание и применение осьмогласия, ектении, знаменный распев, несложные песнопения приходского обихода);
— исполнительская выразительность (осмысленное исполнение произведений, выражение лица, активная мимика соответственно характеру исполняемого сочинения, тембрально окрашеные голоса исполнителей, выразительная фразировка, соблюдение композиторских указаний в партитурах).
Для проверки усвояемости материала программа предполагает различные виды контроля:
— текущий (непосредственно в процессе занятий);
— промежуточный (пение в небольших ансамблевых группах, индивидуальная сдача партий);
— итоговый (проведение открытого урока, участие в концертах, конкурсах и фестивалях).
План работы:
№ | Виды работ | Кол-во часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Работа над хоровым сочинением. | 10 | 60 | 70 |
2 | Исполнение вокальных упражнений. | 2 | 12 | 14 |
3 | Выполнение упражнений для разработки певческого дыхания. | 1 | 3 | 4 |
4 | Выполнение упражнений для развития чувства ритма. | 0,5 | 1,5 | 2 |
5 | Элементы хорового сольфеждио | 30 | 15 | 45 |
Итого: | 43,5 | 91,5 | 135 |
Содержание учебной деятельности:
- Работа над хоровым сочинением.
Работу над произведением предваряет беседа о его содержании, разбор литературного источника сочинения, краткой биографии композитора (возможно углубление в исторический ракурс создания сочинения). Демонстрация произведения педагогом. Разбор сочинения с точки зрения музыкальной формы, жанра, гармонического языка и других особенностей произведения. Разучивание сочинения и доведения качества исполнения до концертного варианта. Очередность видов деятельности может меняться на усмотрение педагога для того, чтобы каждое занятие было интересным для детей. Речь педагога должна быть лаконичной, интересной и доступной.
- Исполнение упражнений.
Объяснение значения упражнения для дальнейшей практики в хоровом исполнительстве. Различные упражнения направлены на развитие дыхания, мелодического и гармонического слуха, чувства ритма, гибкости и ровности голоса и расширение его диапазона. Исполнение упражнений педагогом, их разучивание и впевание. Формирование слухового самоконтроля у певцов.
- Хоровое сольфеджио.
Объяснение педагогом темы урока. Сольфеджирование одноголосных и многоголосных упражнений с различной степенью трудности. Все понятия и правила элементарной теории музыки также пропеваются голосом. Пение сольфеджио канонов, отрывков народных песен, авторских сочинений. Все исполняется вокально, с хорошей дикцией и дыханием.
Примерный репертуарный список сочинений:
- «Святый Боже» знаменного распева.
- Русс. нар. песня «Ах вы, сени, мои сени».
- Русс. нар. песня «В сыром бору тропина».
- Русс. нар. песня в обр. А. Лядова «Ты, река ль моя».
- Сербская нар песня «Posla Rumena».
- Укр. нар. колядка «Добрий вечiр».
- Муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка».
- Муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского «Аврора».
- Муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова «День Победы».
- Муз. В. Соловьева-Седого, сл. М. Матусовского «Баллада о солдате».
- Муз. В. Гевиксман, сл. Г. Фере «Березовые сны».
- Муз. И. Дунаевского, сл. М. Лисянского «Моя Москва».
- Муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача «Песня о Родине».
- Муз. Г. Свиридова, сл. С. Есенина «Отчалившая Русь».
- Муз. Г. Свиридова, сл. Б. Пастернака «Маленькая кантата».
- Муз. С. Танеева, сл. К. Бальмонта «Островок».
- Муз. Е. Подгайца, сл. А. Пушкина «Москва… Как много в этом звуке».
- Ф. Шуберт «Баркаролла»
- Saint Saens «Ave Maria».
- Coulais «Vuis sur ton chemin».
- S. Bach «Magnificat», №3 «Quia respexit».
Методическая литература
- Битус А. Ф. Певческая азбука ребенка/ А. Ф. Битус, С. В. Битус — Минск: ТетраСистемс, 2007. 96 с.
- Виноградов К. П. Работа над дикцией в хоре. М.: Музыка, 1997.
- Егоров А. А. Теория и практика работы с хором. — Ленинград; Москва: Музгиг, 1951. — 239 с.
- Левандо П. П. Проблемы хороведения. Л.: Музыка, 2004.
- Морозов В. П. Развитие физических свойств детского голоса. От простого к сложному. Л.: 1974.
- Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа IX–XX веков. Методическое пособие. — М.: «Языки русской культуры», 1998. — 192 с.
- Попов В., Халабузарь П. Хоровой класс— М.: Советский композитор, 1988. 185 с.
- Рабочая программа по курсу «Хоровое пение» НОЧУ «ГИМНАЗИЯ СВЕТ» / Сост. А. Д. Рой.— М., 2016. 15 с.
- Соколов Вл. Работа с хором. — М.: Музыка, 1967. — 227 с.
- Тараканов Б. И., Федоров А. В. Хор вам в помощь! Или занимательное хороведение (экспресс-курс для заинтересованных). — М.: Издательский дом «Сталинград», 2014. — 409 с.
- Терацуянц Г. Кое-что из опыта хормейстера. — Петрозаводск: Комиздат, 1995. — 142 с.
- Терацуянц Г. Е. Повесть о том, как я стал хормейстером. — Петрозаводск: Б. и., 1992. — 134 с.
Электронные источники:
- Росоха В. С. Детское хоровое исполнительство в общеобразовательной школе // Мультиурок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https:// ru/files/dietskoie-khorovoie-ispolnitiel-stvo-v-obshchieobrazovatiel-noi-shkolie-stat-ia.html (дата обращения 13.08.2019).
- Пархоменко А. В. Хоровое пение и духовное становление ребёнка // Электронный журнал «Образование Ямала» [Официальный сайт]. – Режим доступа: URL: http://yamal-obr.ru/articles/khorovoe-penie-i-dukhovnoe-stanovlenie-r/ (дата обращения 13.08.2019).