Усекновение главы святого Иоанна Предтечи

11 сентября Церковь вспоминает трагические события многовековой давности — мученическую смерть Предтечи Христова, святого пророка Иоанна. В этот день проповеди в храмах посвящены горькому недугу пьянства и тому, сколько зла оно приносит людям. Евангельские события повествуют нам, как царь Ирод устроил в своем доме пир, за которым, упившись вином, публично поклялся дать дочери все, что она пожелает — а та, по наущению злой матери, потребовала отсечь голову Иоанну Крестителю.

пробел

Святитель Иоанн Златоуст, проповедуя об опасности невоздержания, рисует перед нашими глазами страшную картину того мрака, в который ввергает человека пьянство. «Пьяный не знает, что нужно говорить и о чем молчать, но постоянно открыт рот его; нет ни затвора, ни дверей на устах его; пьяный не умеет распоряжаться речами своими с рассуждением, не умеет расположить богатства мыслей, не умеет одно приберечь, а другое издержать, но все тратит и извергает. Пьянство есть добровольное неистовство, утрата рассудка; пьянство есть несчастие, над которым смеются, болезнь, над которою издеваются, произвольное беснование, – оно хуже умопомешательства… 

пробел

Пример, явленный нам в словах Евангелия, повествующих о смерти Предтечи, ясно подтверджает справедливость слов святого Иоанна Златоуста. Ведь Ирод, хотя и жил неправедно, но уважал Предтечу и прислушивался к нему, вопреки той злобе и зависти, которую питали к нему его домочадцы. И Евангелие говорит нам, как горько пожалел он о неосторожных словах, вырванных у него вином: «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей» (Мк.6:26). Сколько зла приносят те слова, которые произнес человек в беспамятстве! Так разрушается дружба, уничтожается семья, порой — совершаются страшные преступления. И не менее страшно то, что человек, совершивший зло в состоянии опьянения, часто усугубляет его тем, что вместо раскаяния пытается оправдать себя и свой порок, говоря, что он «имеет право на отдых», «свободен делать так, как хочет» и «хозяин своего слова». Воистину, греховная страсть лишает разума! «Кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Пет. 2:19) — и вот этот «хозяин» становится рабом своего собственного разврата и невоздержания, лишаясь близких, здоровья и рассудка.

пробел

«Такой человек неприятен для друзей, смешон для врагов, презирается слугами, отвратителен для жены, несносен для всех, противнее самых бессловесных. Бессловесные животные пьют дотоле, пока чувствуют жажду, и ограничивают пожелание потребностью, а этот по невоздержанию своему простирает пожелание далее потребности и становится безрассуднее бессловесных» — продолжает святитель Иоанн. Часто нетрезвый человек в народе сравнивается со свиньей или какими-то другими животными. Но животные, в отличие от человека, не поступают вопреки своим потребностям. Какая же потребность у человека в том, чтобы напиваться? Кратковременная эйфория сменяется неукротимой жаждой пить вновь и вновь. И вот уже на смену невоздержанию идут и другие преступления: ложные клятвы, бахвальство, блуд, убийство… Все дальше и дальше человек скатывается ко дну ада, словно испытывая долготерпение Божие и мучая своих близких, часто причиняя им физическую и душевную боль, а иногда и утягивая их за собой, на скользкий путь порока. Так действует не только пьянство: любая страсть, с которой человек не борется, неумолимо влечет его ко дну.

пробел

 

Но удивительнее всего то, что, хотя с малых лет нам говорят о вреде невоздержания, хотя существуют законы, ограждающие молодых людей от подобного разврата, до сих пор существует отношение к пьянству как к чему-то «допустимому» на первое время. Ни один стол, ни одно торжество не обходится без выпивки и закуски — «а то что за праздник?» Не узнаем ли мы себя и наших современников в обличении святого Златоуста? — «Особенно же тяжело то, что эта болезнь, полная стольких зол и производящая столько несчастий, даже и не считается виною; но за столами богачей бывает соперничество и состязание в этом сраме и сильно спорят друг с другом о том, кто покажет себя образцом в этом деле, кто более возбудит смеха, кто более ослабит свои нервы, кто более изнурит свои силы, кто больше оскорбит общего Владыку; тогда можно видеть дьявольское состязание и соревнование». И горестнее всего то, что мы, сегодня говоря о трезвости нашим детям, завтра сами подаем им пример разврата. А в конечном итоге, хулим и Создателя Господа, обвиняя Его в наших несчастьях и собственные малодушие и похоть приписывая «бутылке». «Не от вина происходит пьянство, – вино есть создание Божие, а создание Божие не причиняет ничего худого, – но порочная воля производит пьянство».

пробел

Возможно ли возвращение из этой страшной бездны? Невозможное для человека возможно Богу. Если человек, попавший в зависимость от порока, уподобляется мертвому и духовно, и телесно, то мы все же веруем, что для Господа нет преграды и в том, чтобы вернуть его к жизни. Бывает, что столкнувшись с ужасными последствиями своего недуга, человек зарекается даже прикасаться к предмету вожделения. Примером здесь может послужить удивительный святой, праведный Алексий Бортсурманский. Но большинству нужна помощь — медицинская, психологическая и, конечно же, помощь Церкви. Тот, кто обращается за поддержкой, всегда ее получит. Святейший Патриарх Кирилл многократно говорил, что существует немало православных центров по преодолению зависимостей, где человеку дадут возможность начать новую жизнь. Тем, кто встал на путь исправления, Церковь Христова готова дать возможность честно трудиться. И никакая победа над пороком невозможна без духовного труда: молитвы и Таинств Христовых. «Есть у нас прекрасная чаша упоения, – чаша упоения, производящая воздержание, а не расслабление. Какая же? Чаша духовная, чаша спасительная, чистая чаша крови Господней», говорит святитель Иоанн Златоуст. Кроме того, каждый православный человек по мере сил своих должен обратиться к Богу с молитвой о своих братьях и сестрах, погибающих от пагубной зависимости. Для этого Церковью и установлен особый день молитвы за страждущих — 11 сентября, день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

пробел

«Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное». Будем же внимать предостережению Священного Писания, избегать разврата и пресыщения, молиться и оказывать помощь тем, кто находится в состоянии зависимости. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8). Молитвами святого Иоанна Предтечи, да подаст Всемилостивый Создатель исцеление страждущим и трезвомыслие — всем православным христианам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *