Иерей Павел Сержантов: лекция для ответственных за противосектантскую и миссионерскую деятельность. Часть 4, заключительная.

Завершающая часть лекции иерея Павла Сержантова о духовных проблемах «истинно-православного» раскольничества и младостарчества.

пробел

Разговоры со сторонниками «движения против компьютерных кодов» и прочих псевдоправославных движений должны начинаться правильно. Дельный совет архимандрит Иоанн (Крестьянкин) дал двум мальчишкам, братьям, которые ссорились между собой. Он сказал одному из них: «А ты спросил разрешения у Ангела Хранителя твоего брата, прежде чем к нему обратиться?» Если это крещеный человек, попросим: «Святый Ангеле Хранителе этого человека, помоги ему разобраться, помоги нам поговорить с пользой». Тогда мы уже не одни будем с ним разговаривать, и бывает, что невидимая помощь приходит. Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил это по опыту. Попросил помощи у Ангела Хранителя, и Ангел Хранитель немножко приоткрыл его сердце к тому, чтобы он услышал какую-то правду о Православной Церкви: «Она не такая плохая, как вам рассказывают. Вы зря оттуда уходите. Это место спасения. Вы прыгаете с церковного корабля в штормовое море. У вас нет шансов в море остаться в живых. Надо оставаться на корабле. Да, палуба качается, да, кругом катятся бочки, опасно, но еще опасней, если вы спрыгните с корабля».

пробел

Вот тема: младостарчество, псевдостарчество. В прошлом году была младостарческая история с Владимиром Головиным из города Болгар в Татарии. Протоиерей Владимир Головин организовал к себе на приход паломничество, к нему приезжали автобусы с людьми, он проводил им «духовное лечение», мазал их маслом, это не традиционное наше Таинство Соборования, а особое какое-то помазание. Головин возглавлял молитвы по соглашению, на сайте Головина эти молитвы устроены по коммерческому принципу: вы выбираете, в какое время и какой срок за вас будут молиться по соглашению в городе Болгар, или подороже в Иерусалиме, подороже на горе Афон — такие «усилители молитвы». Вот младостарчество, поставленное на прочные рельсы бизнес-проекта. В проповедях В. Головин позволял себе непочтительные, развязные слова о человеческой природе Господа Иисуса Христа. Правящий архиерей не благословил его выступать в сети, Головин проигнорировал.

пробел

Его запретили в священнослужении, он перестал служить, но не перестал проповедовать. Он был извержен из сана. И сейчас канал Головина продолжает действовать, его собеседники на этом YouTube-канале называют его «отцом Владимиром», он в подряснике, правда, без наперсного креста. Видимо, он извержение из сана не вполне признает, тут тоже какие-то двойные стандарты.

пробел

До В. Головина этого, несколько лет назад, была история с одним уральским проповедником, тоже, видимо, младостарцем Сергеем Масленниковым. Он основал свою «Школу покаяния», людям предлагалось год посещать «Школу», с преподавателем «Школы» разбирать свою жизнь, в чем надо каяться. Это время люди не причащались, даже если их священники благословляли причащаться. Только после того, как они приносили исповедь за всю жизнь, в «Школе» их допускали до причастия.

пробел

Масленников презентует свою «Школу», как основанную на наставлениях святителя Игнатия Брянчанинова и других Святых Отцов. Но у святителя Игнатия Брянчанинова такого учения о покаянии нет. Эта практика покаяния основана на личном опыте Масленникова, который он распространяет на всех. Местные священники ему говорили: «Вы не можете запрещать людям причащаться», — но он их не слушал. Не потому ли, что он старец, и лучше священников знает, что ему можно и что нельзя?

пробел

Издательский совет РПЦ пришел к выводу о том, что продукцию Масленникова нельзя рекомендовать и допускать к распространению в храмах. Масленников отреагировал: «Это гонение на истинное покаяние». Смотрите, если Масленникову дают в Издательском совете гриф, он его принимает, а если не дают  гриф — он этого не принимает. Аналогичная позиция была в ИПД у Иосифа (Петровых): назначили его на Петербургскую кафедру, он это признал, назначили в другое место — не подчинился.

пробел

Еще одна тема — это когда православные люди слишком увлекаются психологией, какой-то культ психологии возникает, даже психокульты (достаточно условное название). Ну, кто-то философией увлекается, кто-то психологией, кто-то изобразительным искусством, что плохого? Мы поговорим об увлечении психологией, когда оно принимает форму страсти, значение психологии преувеличивается, и психология начинает вытеснять традиционную для православного человека аскетику.

пробел

То есть психология понимается как современный аналог якобы устаревшей аскетике, и человек уже может на этой почве совершенно как-то по-другому воспринимать то, чем живут люди в Церкви, и могут создаваться такие сообщества, в которых лидер, вроде бы, —духовный наставник, а, вроде бы, — коуч.

пробел

Последние годы это явление набирает обороты, а первая ласточка была в начале 1990-х годов. Тогда появились книги священника Анатолия Гармаева, книги были написаны о семейной жизни православных христиан на стыке православной аскетики и психологии/психотерапии. Возникла критика со стороны священников и образованных мирян за то, что в этих православных книгах не видно святоотеческого аскетического учения. Вроде бы автор пишет на духовные темы, но при этом почти игнорирует святоотеческую аскетику.

пробел

После священника Гармаева были и другие авторы. Сейчас это с каждым годом становится заметным явлением —придается преувеличенное значение психологическим методикам решения жизненных проблем, делается упор на психотехнику. Православные люди начинают делать ставку на коучинг, предлагается смесь из коучинга и аскетики, и аскетики там чуть-чуть. Мы переоцениваем значение психологии и недооцениваем значение православной аскетики.

пробел

Этой осенью был извержен из сана священник Федор Людоговский — он много публиковался в интернете на миссионерские темы. Его реакция на лишение сана: трагедии он в этом не видит, сам сейчас проходит терапию и одновременно занимается коучингом. Аналогичная история произошла с другим известным автором — архимандритом Андреем Конаносом, он расстригся и сообщил: «У меня все хорошо, просто начинается новая страница в жизни». Как можно догадываться, новая страница связана с психокоучингом.

пробел

Лишение сана и оставление священнослужения — это духовная катастрофа, печальное событие. Человек не просто захотел служить священником, был рукоположен, а потом захотел другого. Нет, он благословлен Богом и поставлен священноначалием на это служение. И оказался не на высоте этого служения, это служение у него отнимается, человек переживает духовный кризис. Но «популярная психология» человека учит positive thinking (позитивное мышление, методики, как настроить себя положительно), и эта мнимая позитивность настолько въелась в сознание, что он и в случае духовной катастрофы говорит: «У меня все хорошо». Это «позитивное мышление» не дает каяться, ты не можешь себе позволить — плохо думать о том, что ты сделал и делаешь.

пробел

Когда православные люди чрезмерно увлекаются поп-психологией, у них возникает зависимость от психологических приемов, техник, подходов к решению проблем. Они считают, что века аскетики кончились, сейчас век психологии. Чем заряжена современная популярная психология в ее разновидностях? Какие мостики можно перекинуть между психологией и  аскетикой, а какие — нет? За аскетикой стоит Откровение о Боге  и человеке, о том, что связывает их (таинства, молитвы), и что разлучает (грехи и страсти). Православная аскетика впитала в себя опыт тысячелетий, игнорирование аскетики — это трагедия, и замена аскетики на что-то другое — это замена шедевра плохой копией.

пробел

В истории христианства это уже было, протестанты уже подменяли аскетику протестантской этикой. Ну, и долго ли просуществовала этика, оторванная от аскетических корней? 400 лет. В 1960-е годы влиятельный философ Мартин Хайдеггер  ставил риторический вопрос: «Кто может сейчас написать этику?» Ясно, что никто. После ужасов Второй мировой войны и проч. не стоит верить моралистам, они слишком мало понимают в людях. Убили аскетику, потом и этику убили, теперь вместо этики предлагают этикет (правила поведения в том или ином сообществе) и психологию (методы решения проблем в общении с другими людьми и с собой). Но психология не заменит нам аскетику, это суррогатная замена.

пробел

Вопрос: По поводу психологии — многие священники этим увлекаются. И приводят довод, что аскетику они пытались применять в пастырской практике, но подвижки маленькие. А как только стали давать какие-то психологические советы, то жизнь у людей стала налаживаться. Что можно на это ответить?

пробел

Отец Павел: Как именно жизнь стала налаживаться благодаря психологии? Об этом поговорим. Но сперва еще один вопрос. Как аскетические советы применялись в пастырской практике?

пробел

Вот есть классика аскетической литературы, например «Лествица» преподобного Иоанна. Я очень ее люблю, но надо понимать, что она написана 1300 лет назад отшельником, который имеет опыт жизни в монастыре — книга для монахов общежительного монастыря. И мы должны понимать, что мы ее можем аккуратно проецировать в условия жизни современной семьи, потому что общежительное монашество и семейный образ жизни в чем-то похожи: живешь под одной крышей с другими людьми, возникают аскетические проблемы ежедневного общения с другими людьми, надо бороться со страстью гнева, тщеславия…

пробел

Но надо уметь спроецировать аскетические наставления Отцов на реалии нашей жизни, проще взять современную книжку по психологии, где все советы в готовом виде для наших дней. А можно ли проецировать? Да. Есть удачные опыты решения современных проблем семейных людей с позиции аскетики, возьмите письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Он дает советы людям в конце XX, начале XXI в. не как психолог, а как пастырь на базе православной аскетики. Отец Иоанн полон подвижнической традицией, он вошел в опыт святоотеческой аскетики и может на этом основании помогать людям в решении семейных проблем аскетическими средствами.

пробел

Разница большая. Например, приходит человек с проблемой: «Я переедаю, растолстел. Что мне делать?» Если он пришел на исповедь, то с аскетической точки зрения причина проблемы в чревоугодии, необходимо бороться со страстью чревоугодия (пост и проч.), успех в борьбе зависит не только от человека; за победы благодарим Бога, за поражения приносим покаяние и веем дальше на борьбу. А если человек пришел к психологу, тогда психолог скажет другое: «У Вас такой вес, что Вы в зеркале себе не нравитесь. На самом деле Ваша полнота не противная, придает даже шарм. Примите себя таким, какой Вы есть. Скажите себе, что Вы себе нравитесь, с Вами все в порядке. И тогда можно не худеть… или худеть, но спокойно, замотивировав себя».

пробел

Одно дело решать проблему чревоугодия, другое — решать проблему недовольства собой по поводу ожирения, третье — решать медицинскую проблему нормализации веса. Психология с понятиями «грех, страсть» не знакома и не работает. Они другие проблемы решают.

пробел

И еще один пример. Знакомый священник рассказал про одну женщину, у которой дочь перестала отвечать на звонки. Этой женщине лет 60, дочке лет 30. Дочь живет одна, перестала с матерью общаться. В чем дело? Вроде бы не ссорились. Из соцсети мать выяснила, что дочь ходит к психологу, рассказала ему, о том, что трудно говорить с мамой. Психолог решил, что «мама токсичная», посоветовал с ней не общаться. Батюшка, который мне это рассказывал, говорит: «Представляете, как ломают судьбы людей». Ломают? Да, пусть на данном этапе дочери стало легче, она не слушает по телефону ворчанье матери, но представим, не дай Бог, мать через полгода умрет. Дочь через 5 лет попробует найти мать и узнает, что мать мучилась всеми брошенная, похоронена через 2 недели после смерти. Дочь начнет переживать вину, невозможность ничего изменить, будет проклинать себя, что считала мать токсичной… Этот психолог из петли или из бутылки ее доставать не будет, или… будет, но за отдельную плату.

пробел

Порой психолог на короткой дистанции вроде бы проблему решает, есть быстрый результат, но на отдаленную перспективу он создает еще большую проблему, потому что до реальных корней проблемы не докапывается.

пробел

Мне кажется, что популярная психология часто дезориентирована в плане антропологическом. Много говорят о «коронакризисе», экономическом кризисе и так далее, но за всем этим стоит кризис антропологический. Человек перестал понимать, кто он и в чем его призвание. Человек христианской веры может ходить на йогу, медитировать, говорит: «А что плохого? На йоге я здоровье поправляю, успокаиваюсь. На работе устроили стресс, а я вечером пошел на йогу, релаксация без всякой водки. А в воскресенье в храм. У нас преподаватель йоги тоже православный, крестик носит».

пробел

Человек уподобился браузеру: открыл 25 вкладок и между ними перещелкивается. Вкладка «Православие», вкладка «Йога», вкладка «Лайф-коучинг». Время, в которое мы живем, неплохое, слава Богу. Но в наше время много дезориентирующих факторов, в этой ситуации Православная Церковь дает нам четкие, верные ориентиры в жизни, и это очень ценно.

пробел

Человек начинает понимать, в чем его предназначение, как ему приблизиться к своему предназначению, как жить с Богом в Его Церкви, какие есть сектантские и раскольничьи ловушки на этом пути. Если есть Бог, значит человек уже не одинок, он может поговорить не только людьми, не только с собой, но и с Богом, что всего важнее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *