В минувшую пятницу, 24 мая, состоялась долгожданная беседа с настоятелем — священником Алексеем Лымаревым. Уже давно от прихожан храма поступали вопросы, касающиеся самых насущных проблем духовной жизни. Некоторые из этих вопросов волнуют не только людей, проведших в Церкви много лет, но и начинающих воцерковляться. Поэтому беседа со священником, во время которой можно было обсудить давно интересующие проблемы, вызвала большой интерес.
пробел
Для первой беседы отец настоятель избрал следующие темы: почему священников называют отцами и откуда взялось наше молитвенное правило?
пробел
Давая ответы, отец Алексей заметил, что его мнение — это не мнение Церкви и потому не может считаться абсолютным. Тем не менее, указывая на Священное Писание и святоотеческие памятники, он отметил, что часто встречающееся мнение, что слова Евангелия от Матфея «и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (23:9) никогда не были в православной традиции объяснены как запрет называть отцом кого-либо. В качестве аргумента в пользу употребления христианами слова «отец» по отношению к своим наставникам были приведены слова Апостола Павла «хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор.4:15), а также и другие многочисленные ссылки на Библию. В добавление к словам «один у вас Отец», Иисус также провозгласил: «Не называйтесь учителями, ибо одни у вас Учитель – Христос» (Мф.23:8). Однако, Иисус Христос Сам признал Никодима «учителем Израилевым» (Ин.3:10). И в антиохийской церкви определенные люди назывались «пророками и учителями» (Деян.13:1).
пробел
Ответ на вопрос об происхождении утренних и вечерних молитв потребовал целого исторического изыскания. Упоминания о распорядке молитвы встречаются еще у св. Ипполита Римского, жившего в 3 веке по Рождестве Христовом. Примеры совершения на дому последований из Часослова можно встретить и в Домострое: эта книга протопопа Сильвестра XVI века описывает «Како мужу з женою и з домочатцы в дому своем молитися»: вечером «отпети вечерня павечерница полунощница» всей семьей, а утром мужу следует «отпети заутреня и часы», при этом он должен не пропускать «по вся дни церковнаго пения вечерни заутрени обедни». Основу же привычных нам молитвословов дала, скорее всего, «Малая подорожная книжица» Франциска Скорины.
пробел
Обращая внимания на сложную историю развития привычных нам молитвенных правил, отец Алексей указал, что не следует воспринимать их как тяжкую повинность, но относиться к молитве как возможности войти в общение с Господом Богом и не замыкать ее исключительно в формальное «начетничество».
пробел
Собравшиеся, смеем надеяться, получили большую духовную пользу от беседы. Душеполезные встречи с настоятелем будут продолжаться. Их расписание будет утверждено в скором времени.