В Великий Четверг Церковь вспоминает события земного служения Господа Иисуса Христа, произошедшие менее чем за сутки до его Крестной смерти. Главной темой этого дня становится Тайная вечеря — последняя трапеза Христа и учеников, во время которой Он возвестил Апостолам о грядущем предательстве, о крестной смерти и Воскресении, и преподал им последние наставления. Однако центральным событием Тайной вечери является установление Господом Иисусом Христом самого главного из церковных Таинств — Таинства Святого Причащения, или Евхаристии.
Многие люди приходят в храм только для того, чтобы поставить свечи и помолиться своими словами о каких-то нуждах, приложиться к иконам и попросить помощи у святых. Все это — благочестиво и необходимо для духовной жизни. Но многие ли знают, что самое главное, для чего строится само здание церкви, заключается в другом? Заходя в храм утром, особенно в выходной день, мы оказываемся на богослужении, ради которого христиане и начали некогда собираться все вместе в воскресенье и праздники. Это богослужение называется Божественной Литургией — «общим делом», за которой и совершается Причащение. Но если многие знают, что словом «литургия» именуют самую главную православную службу, то все ли, приходящие в храмы, понимают, что такое Таинство Причащения и для чего оно нужно?
Обратимся к событиям Священной Истории, которые вспоминаются в Великий Четверг. Господь Иисус Христос собирает учеников в горнице, чтобы вместе с ними отпраздновать Пасху иудейскую — праздник, посвященный воспоминанию исхода евреев из египетского рабства. Сын Божий, един от Троицы, омывает ноги Апостолам, показывая тем самым, что пришел в этот мир послужить людям и что всем христианам необходимо подражать такой любви своего Господа.
Некогда род человеческий оказался подвержен греху, болезням, страданиям и, как итог, смерти. Бог Отец посылает в мир Сына Своего, чтобы Тот, пройдя через страдания и смерть, победил бы их власть над людьми и дал нам возможность снова пребывать в единстве с любящим нас Творцом. На протяжении Своего земного служения Спаситель много раз говорил ученикам, что Ему предстоит Крестная смерть, совершаемая для искупления грехов человеческих. И теперь, на последней трапезе с Апостолами, Сам Господь в преддверии Своих страданий дает ученикам способ теснейшего соединения с Ним, который надлежит совершать в Его воспоминание: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26:26-28). Под видом хлеба и вина Господь преподает ученикам Самого Себя, тем самым делая их причастными Его искупительному подвигу, Его Воскресению, Ему Самому.
С той самой поры — непрерывно на протяжении двух тысяч лет — Церковь продолжает совершать это Таинство, установленное Спасителем и носящее название Таинства Святого Причащения. Иное его название — Евхаристия, то есть «дар» или «благодарение». Так это Таинство названо потому, что все оно посвящено благодарению Бога за Его воплощение, Рождество, учение, страдания, смерть и воскресение из умерших — за все, что Господь совершил ради нашего спасения.
«Пища эта называется y нас Евхаристией, — пишет об этом Таинстве святой Иустин Мученик (II век), — и никому другому не позволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего и омылся омовением в оставление грехов и в возрождение и живет так, как передал Христос. Ибо мы принимаем это не как обыкновенный хлеб или обыкновенное питие; но, как Христос Спаситель Словом Божиим воплотился и имел Плоть и Кровь для спасения нашего, таким же образом пища эта, над которой совершено благодарение через молитву Слова Его и от которой через уподобление получает питание наша кровь и плоть, есть – как мы научены – Плоть и Кровь Того воплотившегося Иисуса».
Каждый из нас, конечно же, ожидает от Бога каких-то даров: здоровья, материального достатка, благополучия, исполнения каких-то заветных желаний. Но что может быть важнее единства с Тем, Кто возлюбил нас еще прежде нашего сотворения? «Причастие Телу и Крови Христовым, это невероятное приобщение, в которое Он нас принимает, является самым большим даром, который Господь может нам дать: Он делает нас собратьями и равными Себе, сотрудниками Богу, и через невероятное, непостижимое действие и силу Духа (ибо этот хлеб – больше не хлеб только, и это вино – не только вино, они стали Телом и Кровью Дающего) мы становимся зачаточно, а постепенно все больше, участниками Божественной природы…» — говорил митрополит Антоний (Сурожский). Что может быть прекраснее этого Божественного дара? Может ли быть на земле что-то, более желанное для христианина, чем этот залог спасения, соединения с Творцом?
Потому-то отцы Церкви и призывают нас как можно чаще приступать к этому Таинству. Святитель Василий Великий установил в основанной им обители практику причащения четырежды в неделю. Преподобный Симеон Новый Богослов приобщался Святых Таин ежедневно. Святой пастырь Иоанн Кронштадтский писал: «Если я не причащаюсь, я не живу». Но, конечно, не каждый из нас имеет такую чистоту жизни, чтобы неосужденно приступать к Евхаристии каждый день. Поэтому и существуют правила подготовки к этому Таинству, цель их — помочь нам осознать величие Жертвы Господней и свое недостоинство.
Итак, что же нужно делать, если мы почувствовали желание приступить к Таинству в эти святые дни? Правила подготовки много раз были описаны, в том числе и на нашем сайте. Главное, о чем следует помнить — никто и никогда не был и не будет достоин этой великой Жертвы; и все же в наших силах исправить свою душу хотя бы немного, чтобы не быть осужденными за неблагоговейное отношение к святыне.
Приступая к Чаше Христовой, мы молимся:
Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими;
не бо врагом Твоим тайну повем,
ни лобзания Ти дам, яко Иуда,
но яко разбойник исповедаю Тя:
помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.
Да послужит каждому из нас это Таинство не в осуждение, но, по слову молитвы, во оставление грехов и жизнь вечную.