Лекция о Дмитлаге в Нагатино — часть 1

Представляем вашему вниманию фрагменты лекции, прочитанной журналистом и краеведом Андреем Дворниковым в нашем приходе 4 февраля 2018 года.

 

К началу 1930-х годов в Москве из-за роста населения начала сказываться нехватка питьевой и технической воды. В 1931 году на июньском пленуме ЦК ВКП(б) для водоснабжения Москвы, а также в транспортных целях было решено использовать ресурсы Волги, протекающей в 120 километрах к северу от столицы, путем строительства канала Москва — Волга, который, кроме главной задачи — доставки воды в город и обводнения Москвы-реки, должен был выполнять и не менее важную задачу — создание глубоководного и короткого судоходного пути к Волге.

При строительстве канала использовался труд заключённых. В сентябре 1932 года для строительства канала был создан Дмитровский исправительно-трудовой лагерь или Дмитлаг. Первые партии заключенных начали поступать в Дмитлаг в октябре 1932 года.

Когда мы говорим о лагерях, сразу представляется концлагерь. Но Дмитлаг не был похож на немецкие концлагеря. Немецкие были обнесены колючей проволокой, а здесь были обыкновенные деревянные заборы, поверх которых шла «колючка». У нас, в Нагатино, для неквалифицированных рабочих, в основном землекопов, были построены одноэтажные бараки. Они были сделаны из досок, посередине стояла печка. В этих бараках была большая скученность заключенных. Были и двухэтажные бараки, 3 таких барака сохранились до 70-х годов. Там жили заключенные из числа ИТР.

Человеку в лагере можно было выжить, если только он не был землекопом, поэтому люди пристраивались счетчиками, сметчиками, арматурщиками, заточниками. Если же людей отправляли рыть канал, они уже были приговоренными. У землекопов также был выбор — или ехать на Колыму, на Кольский полуостров, или оставаться в Дмитлаге. Сохранилась кинохроника о том, как заключенным отдавали паспорта, и они уезжали…  но и там были такие же рудники.

Технически подкованные и более умные люди старались остаться работать на шлюзах, чтобы не ехать на Север, потому что здесь все-таки была Москва и ближайшее Подмосковье, и даже сдавалось какое-то жилье.

От непосильной работы люди попросту сгорали, потому что, чтобы получить полный пищевой паек, нужно было работать очень тяжело. Проблем с людскими ресурсами не было, они постоянно увеличивались, и если умирало, к примеру, 100 человек, сейчас же присылали еще больше новых.

План нужно было выполнять. Если он не выполнялся, начальников очень быстро либо сажали, либо расстреливали, если этот начальник был заключенным. Главное — нужно было дать результат, и поэтому строили очень быстро, не считаясь с людьми, которые работали на пределе своих возможностей.

Среди копающих канал вольных не было, потому что по сути этих работ, кто их исполнял, фактически был уже приговорен к смерти. В лагере в Печатниках были заключенные из Средней Азии, ведь не только у нас в то время было раскулачивание, но тогда боролись и с басмачами, и всех таких людей привозили на строительство канала.

О строительстве канала было известно во всем мире. Коммунистическая пропаганда твердила, что здесь работают заключенные со всего Советского Союза, здесь их перевоспитывают, и они выходят отсюда совсем другими людьми, и такая стройка может быть только в социалистическом обществе. Когда запустили навигацию, здесь был снят фильм «Волга-Волга».

Несмотря на страшную лагерную судьбу заключенных, это действительно была великая стройка, потому что там для своего времени применялось много ноу-хау, и работали люди не просто умные, а очень умные. Очень грамотные инженеры спроектировали и создали все гидротехнические сооружения, и все это работает до сих пор как новое.

Только на строительстве одной коробки шлюза работало 855 землекопов. Отсюда можно представить, какой здесь был объем работ. Здесь вынуждены были поставить регулировщиков, чтобы землекопы не сбивали друг друга тачками, настолько их было много.

Чтобы возить тачки, на землю клали доску и ездили по ней одним колесом. Тачки с землей нужно было возить на 10-метровую высоту, причем это был не просто грунт, это была жижа. За один раз тачкой перевозили от 150 до 200 килограммов. Сама тачка весила порядка 25-30 килограммов. Нормы были очень большими. Учетчики записывали, кто сколько привез. Чуть подморозит — все скользит, человек падает. Все делалось вручную, лопатами.

Вначале среди землекопов было подавляющее большинство крестьян. Они  работали в лаптях, потому что обуви не хватало. Кто был похитрее, те проникали на какие-то другие должности и выживали. Выживали и очень сильные, жилистые люди. У них было достаточно свободное перемещение, некоторые, по особым пропускам, даже могли выезжать в Москву. Кормили их лучше, и, в общем-то, жить им можно было, но после 1938 года многих из них расстреляли.

Было уничтожено очень много строителей Дмитлага. По-видимому, было какое-то указание, что все они заговорщики, и стали всех их расстреливать. Местные жители, с которыми мы встречались, говорили, что не отпускали никого, расстреливали всех. Все это подтверждается документами.

 

Продолжение следует.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *