Великий покаянный канон в Алексеевской церкви

Вечером в минувшую среду Русская Православная Церковь совершала особое великопостное богослужение, в народе называемое «Мариино» или «Андреево стояние». Это богослужение проходит незадолго до празднования Недели преподобной Марии Египетской и посвящено истории ее покаяния и подвижничества. На этой службе также полностью прочитывается Великий покаянный канон, составленный святым Андреем Критским. Впервые мы слышим его на первой седмице поста — с понедельника по среду он прочитывается небольшими частями.

 

Чтение душеполезных книг и житий святых издревле было в обычае Церкви. Привычное нам чтение Священного Писания за богослужением некогда дополнялось поучениями, написанными святыми отцами, или повествованиями о тех или них подвижниках благочестия. Сегодня эта традиция продолжается чтением жития святой Марии Египетской на утрене четверга пятой седмицы Великого Поста.

 

 

История святой Марии широко известна. От юности предаваясь прелюбодейству, она совратила на путь греха много душ и, наконец, оказалась в Иерусалиме, где рассчитывала предаваться пороку с пришедшими на поклонение Животворящему Кресту Господню. Однако Бог не допустил Марию даже войти в храм. Это знамение возбудило в ней мысли о нечистоте и греховности ее жизни, и в скорби она дала обет Пресвятой Богородице, что оставит прежнее беззаконие и удалится от мира. По указанию Пречистой Девы, она перешла реку Иордан и почти пятьдесят лет провела в одиночестве посреди пустыни. «Сколько раз я падала на землю, как мертвая. Сколько раз в безмерном борении пребывала с различными напастями, бедами и искушениями, — поведала о себе святая Мария. — Но с того времени и до нынешнего дня сила Божия неведомо и многообразно соблюдала мою грешную душу и смиренное тело.»

 

Пример святой Марии Египетской особенно ценен в дни Великого поста — времени, когда каждый христианин стремится к добродетели, в совершенстве обретенной этой удивительной святой, — к покаянию. Ведь покаяние, как учат нас святые отцы, заключается не просто в том, чтобы жалеть о совершенных грехах, но в том, чтобы больше не совершать их.

 

Об этой же великой добродетели воздыхает и святой Андрей Критский словами своего канона: «Согрешил я, Господи, согрешил пред Тобою, смилуйся надо мною, ибо нет грешника между людьми, которого я не превзошел бы прегрешениями!» Некоторые исследователи говорят, что святитель писал этот канон на пороге смерти, в глубокой старости, со страхом взирая на прожитую им жизнь. По другим же версиям, этими песнопениями святой выражал свою скорбь и раскаяние за участие в одном из еретических соборов. Он прибегает к образам из Священного Писания, вспоминает всю историю человечества — от грехопадения Адамова до искупительных Страстей Христовых — и, сравнивая себя с каждым из описанных в Библии людей, укоряет себя за безрассудство и невоздержание. Душа согрешившая подобна Адаму, который лишился Небесного Царствия и Самого Бога, вкусив плод с древа познания добра и зла. Она подобна и убийце Каину, потому что грех умерщвляет душу; и современникам Ноя, не поверившим словам праведника; и всему еврейскому народу, искушавшему Бога в пустыне… и напротив — грешный человек не наследовал ни благословения Авраамова, ни силы побеждать искушения, подобно великому полководцу Иисусу Навину, ни даже покаянных слез, которые пролил Давид. Но во Христе, предавшем Себя на страдания, мы имеем надежду на избавление от греха и прекращение страданий: «Тихое пристанище вижу в Тебе, Владыка, Владыка Христе, поспеши же избавить меня от непроходимых глубин греха и отчаяния!»

 

В преддверии Страстной седмицы Церковь, как и в самом начале поста, призывает нас переосмыслить прожитые нами дни. Пост уже почти завершен, но провели ли мы его так, как ожидал этого от нас Господь? Обращаясь к примеру Марии Египетской и к молитвам святителя Андрея Критского, мы имеем возможность снова получить назидание и, воодушевившись их примером, в покаянии, любви и добродетели достичь праздника Светлого Христова Воскресения.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *