Иерей Павел Сержантов: лекция для ответственных за противосектантскую и миссионерскую деятельность. Часть 2.

Мы продолжаем публиковать фрагменты лекции иерея Павла Сержантова об «истинно-православном» движении и проблеме псевдостарчества. Третья часть беседы будет опубликована через неделю.

пробел

В мире существует около 100 «истинно-православных» расколов (по причине искаженной экклезиологии), каждый из расколов считает себя единственным хранитетем святого Православия. В ИПД участвуют десятки тысяч активистов, часть из них состоят в расколах, часть остаются в канонических Церквах. В ИПД развилась порочная практика, когда, например, архимандрит готовится стать архиереем, договаривается с какими-то «истинно-православными иерархами», они его «рукополагают», он не вливается в их церковную общину, а сразу же откалывается от них и основывает свою собственную «Церковь».

пробел

В ИПД серьезные проблемы с учением о Церкви, о иерархии, с учением о конце времен. В ИПД ждут конца света уже сто лет, все годы думая, что апокалипсис произойдет в ближайшее время. Сколько можно ждать, сколько обманывать себя и других? В этом смысле ИПД похоже на «Свидетелей Иеговы», которые объявляли конец света в 1914 г., потом переносили дату на 1925 г., потом еще, последний раз лжепророчествовали, что в 1975 г. будет апокалиптическое что-то. Они на этих «пророчествах» многих людей завербовали в секту, ценой нездорового апокалиптизма.

пробел

Внешне богослужение в «Истинно-Православной Церкви» может быть очень похоже на то богослужение в наших храмах. Но в Древней Церкви была выражена та истина, что грех раскола не смывается даже мученической кровью. Существует грех раскола, когда человек уходит из Канонической Церкви, что-то внутри надламывается. Внешне, кажется, всё осталось по-прежнему. Так легко уйти в раскол и очень трудно потом вернуться. Даже если человек потом, слава Богу, возвращается, он нуждается в духовной реабилитации. Некоторые люди возвращались из расколов, были какое-то время в Православной Церкви и опять уходили в раскол. Порой наблюдается зависимость от раскола, почти наркоманская — от всё более «истинного православия»: «Это недостаточно чистое Православие. Я еще более истинную веру. Поиски ничего не дали, его нет — я не дам угаснуть Истинному Православию, соберу общину и возглавлю ее, как епископ». Здесь какой-то духовный тупик, в который человек попадает.

пробел

ИПД в себя включает не только расколы («ИПЦ» в России, в Сербии, «Старостильные Церкви» в Греции, США), но и отдельных людей, которые не настолько радикальны, чтобы уйти в раскол, но они находятся под сильным влиянием ИПД. Есть радикальные общины в ИПД, они считают, что во Вселенской Православной Церкви благодати нет, таинств крещения и священства нет. И есть умеренное крыло ИПД. Казалось бы, это меньшее зло. Нет.

пробел

Вот пример умеренного крыла ИПД  — последователи «митрополита» Геннадия (Секача), в советской Белоруссии «истинно-православные» решили, что благодать в Русской Православной Церкви есть до тех пор, пока РПЦ за свои «ереси» не обличена на Соборе. Какой вывод из этого сделали? Можно в храмы Русской Православной Церкви ходить, причащаться, будучи «истинно-православными». Таким образом, храмы РПЦ для умеренных участников ИПД превратились в миссионерские площадки. Сотрудник Минской духовной академии А. Слесарев описывает, что один и тот же человек появлялся в православном храме как «схиигумен Херувим» (Дегтярь), а в секачевской ИПЦ он являлся «архиепископом». Его по незнанию позвали в православный храм, он священническим чином «литургию сослужил», а у себя в расколе «служил литургию» епископским чином. С точки зрения православной богослужебной традиции, канонического права это невозможно, в ИПД — возможно, потому-то у них экклезиология своя, по законам «апокалиптического времени».

пробел

Вопрос: Я согласен с Вашей оценкой ИПД. Это церковная оценка. Но, мне кажется, не нужно ограничиваться дилеммой, что был митрополит Сергий, а были такие раскольники «истинно-православные». Потому что внутри самой Патриаршей Церкви, не раскольничьей, было негативное отношение к Декларации митрополита Сергия. Я имею в виду, во-первых, послание соловецких епископов, а во-вторых, письмо митрополиту Сергию митрополита Петра Крутицкого, где какие-то моменты в Декларации митрополита Сергия осуждаются. И, мне кажется, это важно учитывать, иначе представление, что было лишь две такие позиции (на самом деле, две крайние позиции) может привести к неправильным выводам.

пробел

Отец Павел: В разговоре об ИПД здесь, в России, весьма важная фигура — митрополит Сергий (Страгородский). Действительно, в 1920-е гг. отношение к Декларации было различное, нам хорошо из 2020 года давать оценку тому, что митрополит Сергий сделал для Церкви и что делали его оппоненты. А в 1920-е гг. в этой ситуации не так просто было разобраться, люди высказывали разные позиции, но все сомнения, связанные с митрополитом Сергием ушли, когда Патриархом стал его преемник митрополит Алексий (Симанский). Те здоровые силы, которые критиковали «Декларацию», но сторонились «истинно-православного» апокалиптизма, вошли в общение с Патриархом Алексием I (Симанским), преемником Патриарха Тихона и Патриарха Сергия.

пробел

К примеру, епископ Афанасий (Сахаров), священноисповедник, занимал критическую позицию по отношению к митрополиту Сергию, но в нем не было расколоучительства, когда первоиерархом стал Патриарх Алексий I, владыка Афанасий вошел с ним в общение и многих «непоминающих» вернул в каноническое общение со священноначалием Русской Церкви. Постепенно здоровые силы вошли в общение с Патриаршей Церковью. Например, в Русской Православной Церкви Заграницей также были тоже «истинно-православные» апокалиптические настроения, когда Первоиерарх РПЦЗ, митрополит Виталий (Устинов), был священником, он служил в одном храме со священником РПЦ, впоследствии этот священник тоже стал митрополитом, — это митрополит Сурожский Антоний. Каждое служение отец Виталий начинал с освящения храма, а потом служил литургию. Отец Антоний у него поинтересовался: «Скажите, пожалуйста, за кого Вы меня считаете?» Отец Виталий ему сказал: «Если б я боялся Вас обидеть, я бы сказал, что Вы — не священник. Но я Вам скажу, как думаю: Вы — священник сатаны, потому что Вы священник Московского Патриархата». В данном случае митрополит Виталий (Устинов) выразил крайнюю позицию ИПД в зарубежье, поэтому он после каждого богослужения владыки Антония храм освящал, как оскверненный. При этом, фотографии сохранились, где митрополит Виталий (Устинов) стоит на богослужении с инославными. Какое у него было представление о Церкви? Где-то он крайний, радикал, а где-то он либерал.

пробел

«Истинно-православные» — яркие критики экуменизма, но в ИПД есть контакты с инославными, плотные. Расскажу на примере апокалиптического движения против компьютерных кодов (ДПК). «Откровение» о том, что в компьютерных кодах, в штрих-кодах зашифровано число антихриста 666, первые получили американские протестанты-фундаменталисты в середине 1970-х годов. В 1980-е годы это «откровение» перетащили в православную среду «истинно-православные» — греческие зилоты. Казалось бы, в ИПД должны быть чисты от любых инославных влияний — нет, они проповедали протестантское «откровение».

пробел

Благодаря «истинно-православным» две книги неопятидесятницы Мэри Рэлф начала оказались на православных полках: «Когда ваши деньги теряют смысл, 666» (“When your money fails, 666”), “New Financial System, 666». Как такое может быть? Яростные антиэкуменисты из ИПД оказались радикальными экуменистами, встроили в православную эсхатологию пятидесятнические «откровения». Пятидесятники и неопятидесятники (харизматы) — это христианские движения, для которые характерно — входить в состояние религиозного экстаза, говорить абракадабру и малопонятное что-то, кататься по полу, впадать в ступор, и считать, что это Святой Дух на них так сошел, «откровение» сообщил.

пробел

В книгах Мэри Рэлф представлена целая апокалиптическая коллекция, разные апокалиптические экспонаты — футболки, платежки со штрих-кодами, Рэлф объясняет, что в этих экспонатах зашифровано 666. Местами Рэлф пишет очень стройно, чувствуется, что это ее цикл лекций по эсхатологии, переработанный для печатного издания, что Рэлф имела степень PhD. Но местами этот упорядоченный лекционный материал принимает характер почти бессвязной речи. Мне поначалу было непонятно: «Неужели нельзя было нанять редактора, и он бы это привел в порядок?» Потом до меня дошло, что текст Рэлф нельзя редактировать, это же экстатическое «божественное откровение»! Рэлф в этих книгах пишет, что она — «пророчица Нового Завета». Книжки «пророчицы» со всеми сумбурными откровениями принесли в Православную Церковь антиэкуменисты. Почему? Потому что раскол меняет сознание человека.

пробел

Человек начинает получать удовольствие оттого, что чувствует: «Я защитник чистоты Православия. Я буду обличать, критиковать всех еретиков, старых и новых. Я ревнитель, не агрессор. Пророки обличали грехи, и меня Бог призывает обличать». Уход в раскол даром не проходит, это огромная духовная травма. Как человек дальше с ней будет жить, вообще выживет ли он духовно? — непонятно. Церковь права: грех раскола, расколоучительства уничтожает духовную жизнь,  хотя внешне кажется, что ничего не переменилось, всё стало еще более «истинно-православным».

пробел

Вопрос: Разрешите вопрос. Я диакон Иннокентий из Московской духовной академии. Какие Вы можете дать советы, на что делать акцент в разговоре с этими раскольниками? Может быть, Вы по опыту знаете, какие вещи больше всего их трогают и как-то заставляют задуматься?

пробел

Отец Павел: Знаете, с раскольниками или сектантами тяжело разговаривать, потому что им комфортно, они чувствуют себя духовной элитой. А мы для них — это люди, глубоко заблуждающиеся, и, как правило, с нами разговаривают для того, чтобы нас в раскол увлечь. По моим наблюдениям это так.

пробел

Серьезные аргументы по поводу ИПД есть, некоторые я изложил. Возьмем такой аргумент: чем ИПД отличается от иеговистов, которые проповедовали, что скоро придет антихрист? Проходило 20 лет — антихриста нет, 50 лет… уже всем было понятно, что «пророчества» были ложными. Всем, кроме «пророков» и их последователей.

пробел

Как таких людей затронуть, не знаю. Может быть, сосредоточиться на экклезиологических, эсхатологических вещах, о которых я рассказал. Это все, отче, будет зависеть от того конкретного человека, с которым Вы будете говорить. Потому что в ИПД попадают люди, у которых было развито критическое мышление, они какие-то неудобные вопросы про ИПД могут услышать. Есть в ИПД люди, у которых уже какие-то сомнения появились: «А там ли я оказался, это ли безгрешные катакомбы?»

пробел

Может быть, даже разговор с человеком мгновенного не даст эффекта, но лет через 5 он вспомнит об этом разговоре, посмотрит иначе на ИПД, и у него возникнет желание вернуться в Православную Церковь. Но сложно с ними общаться, сложно даже мнениями обмениваться спокойно, не говоря уже о том, чтобы обсудить всё последовательно и прийти к какому-то взвешенному выводу.

пробел

Вопрос: Батюшка, мне приходилось, например, разговаривать с человеком из общины Лурье, они напирают на имяславие. Ну, да, все понятно, «сергианство», экуменизм, особенно еще они напирают на имяславие.

пробел

Отец Павел: Лурье — один из идеологов ИПД. Вадим Миронович Лурье получил высшее образование как химик, выучил греческий, английский, немецкий, французский, начитал святоотеческие тексты, исследования. В 1990-е гг. переводил святителя Григория Нисского. Казалось, работайте над переводами Отцов, люди Вам спасибо скажут, но ему хотелось большего движения. Сначала он ушел в Русскую Православную Церковь Заграницей. Остановиться не мог, ушел к большим радакалам, стал «священником» у «митрополита» Валентина (Русанцова) (от в Суздале организовал «истинно-православный раскол», РПАЦ). Лурье выступил с проповедью имяславия, «митрополит» Валентин изверг его из «сана». То есть тот, кто «рукоположил», тот его и «лишил сана». Григорий Лурье по «истинно-православной» традиции извержение не принял и стал говорить о том, что «митрополит» Валентин  по старости не очень хорошо понимает, что делает.

пробел

Лурье договорился с двумя «епископами» суздальского раскола, они составили «архиерейское совещание РПАЦ» и постановили «рукоположить отца Григория Лурье во епископы Петроградские», в преемники Иосифа (Петровых). После «рукоположения» Лурье от «архиерейского совещания РПАЦ» отошел, создал свою «Церковь». Я как-то у Григория Лурье встретил большую статью на тему канонических вопросов Православной Церкви. Я ее читать не стал: человек, который попирает элементарные представления о священноначалии, каноны, кочует из одного раскола в другой, пишет о чем? О канонах! Думаю, имяславие для него — это способ эпатировать читателей, повод попротестовать против богословия Русской Православной Церкви.

пробел  

Путь, который прошел Лурье, — классический уход в раскол, когда человек не может остановиться. Как разговаривать с теми, кто считает Лурье настоящим епископом Петроградским? У Вас получилось до чего-то договориться?

пробел

Вопрос: Они же много издают труды преподобного Максима Исповедника, и они ссылаются на то, что преподобный Максим восстал против всех иерархов, которые в ересь впали. Точно так же и Лурье — против всех, и единственный сохранил Православие…

пробел

Отец Павел: По-моему, Лурье играет во все эти вещи, он продвигает некое «панк-православие». Как можно сочетать Святое Православие и панковскую субкультуру? В своем противопоставлении себя всем иереархам Лурье похож на пост-панк-идеолога, а не на преподобного Максима Исповедника.

пробел

Что касается имяславского вопроса, который вроде бы важен для Лурье, вопрос был решен в ХХ столетии. А возник он 100 лет назад на Афоне в Свято-Пантелеимоновом русском монастыре. Часть монахов считала: «Имя Божие есть Сам Бог». Эта имяславская идея была поддержана некоторыми русскими религиозными философами, такими как Алексей Федорович Лосев. Алексей Федорович, написал открыто, что обосновать имяславие можно только с помощью платонизма. Получается, что если вам философия Платоновой линии не близка, то вам и имяславие не близко. А ведь православное богословие не связывает себя с какой-то определенной философской школой, направлением (Платона, Аристотеля, Соловьева, Хайдеггера). Богословие использует какие-то философские ресурсы, но не делает себя зависимым от того или иного философского направления.

пробел

Здесь и заканчивается разговор: попытки обосновать имяславие не находят святоотеческих подтверждений, только неоплатонизм, при этом имяславие себя определяет как продолжение исихастской традиции. Это неоправданно. В исихастской традиции звучит дискурс энергии (глагола), а не дискурс имени, у святителя Григория Паламы «богословие нетварной энергии», а не лосевское «богословие имени». Мы субстантивируем энергию, если мы принимаем имяславие.

пробел

Третья часть беседы — через неделю. Продолжение следует…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *