История чина освящения воды в праздник Богоявления (расшифровка аудиолекции)

12 января 2020 года в нашем храме состоялся семинар, посвященный практике миссионерского служения в праздник Крещения Господня. Преподаватель литургики Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета Илья Александрович Красовицкий рассказал слушателям об истории чина великого водоосвящения, его содержании и структуре. Предлагаем вам расшифровку этой лекции.

пробел

Крещение Господне. Богоявление / Православие.RuДобрый день! Сегодня мы поговорим о происхождении практики освящения воды в день Крещения Господня, и о том, какие молитвы читаются при его совершении.

пробел

Всем вам известно, что в Церкви существует два чина освящения воды – «малое» и «великое» освящение. Они совершаются в разное время и для разных целей. В течение веков и в народном сознании их чины стали сильно похожи, но я стараюсь обычно донести, что вода, освящаемая в этих чинах, отличается. Малое освящение воды – то, что называют «водосвятным молебном» —  имеет более «практическую» цель. Его служат для того, чтобы вода была чистой, вкусной и служила к освящению ее вкушающих.

пробел

А с чем связано великое освящение воды? Начнем с краткой истории. Великое освящение воды восходит к Таинству Крещения. Мы знаем, что Иоанн Предтеча совершает крещение над Христом в реке Иордан, и Христос освящает ее воды. Мистически вода Таинства Крещения – это вода Иордана. Мы крестимся во Христа, географически – в ином месте, мистически – в том же самом месте в той же воде.

пробел

Первое свидетельство о святой воде Крещения – «Дидахе» — этот документ говорит о крещении в проточной воде, то есть в реке. Святой Ириней Лионский упоминает о крещении через святую воду и призывание Господа. Тертуллиан говорит: «любая вода освящается, как только призывается Бог». Памятник 3 века, «Апостольское предание», упоминает об крещальном освящении воды. Святитель Василий Великий говорит, что крещальное водоосвящение – древнейшее устное Предание Церкви. Что объединяет эти цитаты? Мы не видим, чтобы воду кто-то специально освящал в какой-то установленный день, хотя само представление о святой воде есть. Особую молитву над водой поначалу никто не читал, а начинают читать ее примерно с 3 века.

пробел

Со временем появляется праздник Богоявления, или «праздник светов», «просвещение». По старому стилю он отмечается 6 января. Это праздник, который в Церкви является одним из самых древних, древнее его только Пасха и Пятидесятница. С Богоявления отсчитываются многие календарные циклы, поэтому оно отмечается в январе: в древнем Риме год начинался с января. В январе, например, вступали в обязанности римские консулы. Появляется праздник Богоявления, по-видимому, в Александрии. В 3 веке это один-единственный праздник, включающий в себя почти все события земной жизни Господа Иисуса Христа. Это и Рождество, и выход Христа на проповедь, и Благовещение. У армян, которые отделены от Церкви после Четвертого Вселенского Собора, этот древний порядок сохранен. Постепенно, со временем, появляются и отдельные праздники для всех этих событий.

пробел

Обычай набирать воду в полночь с 5 на 6 января также очень древний. Есть древние свидетельства о необыкновенных свойствах этой воды. Скорее всего, над ней даже не читали какой-то особой молитвы. Так, Епифаний Кипрский говорит о случаях превращения такой воды в вино и связывает это с чудом в Кане Галилейской. Иоанн Златоуст пишет, что эта вода хранится целый год и происходит явное знамение: на протяжении года, двух и более она остается такой же свежей.

пробел

Теперь скажем о молитве великого водоосвящения. Этот обычай, согласно письменным источникам, пошел от Петра Гнафевса, монофизитского патриарха 5 века, хотя имя Божие над водой призывалось и ранее. Эта молитва распространяется по всему христианскому Востоку. Что нужно знать о молитве водоосвящения? Она напоминает евхаристическую молитву, анафору – и текстом, и структурой, и тем, что содержит эпиклезу – то есть призывание Святого Духа.

Крещение и Богоявление | СФИ

пробел

Мы с вами учить ее, конечно, не будем, но кратко посмотрим на ее составные части.

  • Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ниединоже слово довольно будет к пению чудес Твоих. [Трижды.]

Бог – Творец мира:

  • Ты бо хотением от не сущих во еже быти приведый всяческая, Твоею державою содержиши тварь и Твоим промыслом строиши мир. Ты от четырех стихий тварь сочинивый, четырми времены круг лета венчал еси. Тебе трепещут умныя вся силы: Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды: Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы. Ты простерл еси небо яко кожу: Ты утвердил еси землю на водах: Ты оградил еси море песком: Ты отдыханием воздух пролиял еси.

Ангельское славословие (для сравнения, в Литургии есть те же самые части):

  • Ангельския силы Тебе служат, архангельстии лицы Тебе кланяются: многоочитии херувими, и шестокрилатии серафими, окрест стояще, и облетающе, страхом неприступныя славы Твоея покрываются.

Божественное домостроительство:

  • Ты бо Бог сый Неописанный, Безначальный же и Неизглаголанный, пришел еси на землю, зрак раба приим, в подобии человечестем быв: не бо терпел еси, Владыко, милосердия ради милости Твоея, зрети от диавола мучима рода человеча, но пришел еси и спасл еси нас. Исповедуем благодать, проповедуем милость, не таим благодеяния: естества нашего роды свободил еси. Девственную освятил еси утробу Рождеством Твоим: вся тварь воспевает Тя явльшагося. Ты бо Бог наш на земли явился еси, и с человеки пожил еси: Ты Иорданския струи освятил еси, с небесе низпославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев.

Эпиклеза — призывание Святого Духа:

  • Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию. [Трижды.]

Моление о духовных плодах:

  • И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово: Сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступную, ангельския крепости исполненную: Да вси почерпающии и причащающиися, имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и ко всякой пользе изрядну.

Библейские образы Божественной помощи:

  • Ты бо еси Бог наш, Иже водою и Духом обновивый обетшавшее грехом естество наше: Ты еси Бог наш, водою потопивый при Ное грех. Ты еси Бог наш, Иже морем свободивый от работы фараони Моисеом род Еврейский. Ты бо еси Бог наш, разразивый камень в пустыни, и потекоша воды, и потоцы наводнишася, и жаждущия люди Твоя насытивый. Ты еси Бог наш, Иже водою и огнем пременивый Илиею Израиля от прелести Вааловы.

Повтор эпиклезы:

  • Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым. [Трижды.]

Моление о приобщающихся:

  • Даждь же всем прикасающимся ей, и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение.

Ходатайство о Церкви (в Таинстве Крещения эта часть заменена на молитвы о самом крещаемом):

  • Спаси Господи, и помилуй великаго господина и отца нашего, Святейшаго Патриарха Кирилла, и господина нашего, Преосвященнейшаго Епископа [имярек], и сохрани их под кровом Твоим в мире, покори им всякаго врага и супостата. Даруй им вся, яже ко спасению прошения, и жизнь вечную:

Заключительное славословие:

  • да и стихиами, и человеки, и ангелы, и видимыми, и невидимыми, славится Твое пресвятое имя, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

 пробел

Само великое освящение воды в день Крещения Господня разбито на семь частей (последование мы можем найти в Требнике и Минее):

пробел

  1. Пение тропарей.
  2. Чтение Священного Писания: три части из Ветхого Завета, Апостол и Евангелие.
  3. Мирная ектения.
  4. Молитва водоосвящения.
  5. Молитва главопреклонения.
  6. Пение тропаря Богоявления с погружением креста в воду.
  7. Окропление святой водой, возвращение священнослужителей в алтарь с пением стихиры.

пробел

Какие исторические нюансы связаны с этим чином? Есть сведения, что на Руси в 16-17 веках добавляли в эту МираДом: Крещение Господне(Святое Богоявление)молитву слова «освяти воду сию Духом Твоим Святым и огнем». В воду погружали пучок горящих свечей. Этот обычай был осужден в дальнейшем на соборе и эти слова убраны. Основание этого обычая – в традиции освящения воды в Константинополе: Патриарх освящал ее крестом и трикирием – то есть горящими свечами. Хотя, безусловно, есть и евангельские слова о крещении Духом Святым и огнем (Мф. 3:11). Окончательно эту практику запретили на церковном соборе в 1666-67 году.

пробел

Еще одна проблема – понимание слов «о еже быти воде сей скачущей в жизнь вечную». В современных Требниках кое-где так и написано, хотя в ряде изданий заменили это неясное выражение на слова «приводящей в жизнь вечную». Это отсылка к беседе Господа с самарянкой: «кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей (скачущей) в жизнь вечную» (Ин.4:14). В оригинальном греческом тексте стоит греческий глагол, переводящийся как «фонтанировать». Данное прошение значит, что богоявленская вода помогает верующим увидеть цель своей жизни – жизнь вечную.

пробел

Третий вопрос, который пытливый человек может задать – как объяснить то, что вода освящается дважды, 18 и 19 числа? Вглядимся в историю. В древнем Константинополе Патриарх читал молитву о воде у престола – очевидно, что много воды там быть не могло. После этого он шел к фонтану атриума храма Святой Софии и также читал молитву о воде. 6 января, в середине утрени, Патриарх совершал Таинство Крещения – то есть еще раз освящал воду. Получается, что воду освящали даже три раза!

пробел

В студийских Типиконах указывается только одно освящение. Хотя сейчас все равно освящают дважды. Но это происходит после вечерни, а вечерня – это богослужение нового дня, то есть Богоявления. На Руси воду освящали дважды, в храме и на реке. Патриарх Никон запретил в 1655 году освящать воду в день праздника, мотивируя, что Господь крестился однажды, а не дважды. Однако эта практика не прижилась, и воду по-прежнему освящают дважды.

пробел

Напоследок скажем: богоявленская вода – великая святыня. Она называется «святая агиасма». Благоговение к ней особое. В день Богоявления она используется для окропления людей, животных, помещений. Ее принято вкушать натощак, и относиться к ней следует благоговейно.

пробел

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *