Подражание Пресвятой Богородице: труд как соработничество Богу

Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм напоминает нам не только о вступлении Пречистой Девы, будущего живого храма Невместимого Бога, под своды рукотворенного храма, но и о тех годах, что она провела в нем до того дня, как была обручена праведному Иосифу. Святитель Димитрий Ростовский так пересказывает жизнеописание Пречистой Девы: «Она отличалась силою ума и любовью к учению; не только поучалась в Священном Писании, но и упражнялась в прядении шерсти и льна и в шитье шелком. Благоразумием своим Она удивляла всех; занималась преимущественно такими трудами, которые могли бы быть потребны священникам в служении при храме».

пробел

Пресвятая Богородица, в юности Своей много трудившаяся для храма Божия и послужившая Самому Рожденному от Нее Сыну Божию, молитвенно предстательствует за всех, трудящихся ради Христовой Церкви. О достоинстве человеческого труда рассуждает диакон Олег Лемешев.

пробел
Хорошо, когда люди приходят в храм не только помолиться, но и потрудиться. Светское и в какой-то мере нехристианское выражение «труд сделал из обезьяны человека» можно трактовать и в пользу верующих: без труда невозможно плотскому человеку стать духовным. Часто наивные представления о рае связаны с «блаженным бездельем». Но если мы откроем Священное Писание, то увидим, что труд был заповедан людям еще в раю, они должны были «возделывать и хранить рай» (Быт.2:15) по Божией заповеди. Даже до грехопадения первозданному человеку необходимо было трудиться.

пробел

Другое дело, что после того, как человек совершил грехопадение, труд стал тяжелым, а человек несовершенным (то есть грешным). Первородный грех повредил нашу природу, и в результате каждый из нас стал более склонен ко греху, нежели к добру. Грех нанес кардинальные повреждения не только человеку, но и всей земле, которая стала рождать волчцы и терние (Быт.3:17-18) – и теперь человек должен был в тяжком труде их возделывать.

пробел
Как был необходим труд человека до грехопадения, так еще более обязательным этот труд стал после. Все дело в том, что труд – это необходимое делание любви. Ведь труд – это жертва, а любовь всегда жертвенна. Любви без жертвы не бывает; Сам Бог, Который есть любовь (1Ин.4,16), возлюбил мир и отдал ради его спасения Своего Единородного Сына (Ин.3:16). Настоящая любовь не самозамкнута, она должна на кого-то или что-то изливаться. И Совершенный Бог, Единый в трех Лицах, не только Сам пребывает в этой любви, но по любви Своей творит мир и человека. Человек является венцом Божьего творения, Господь венчал его «честью и славою» (Пс.8:5-6), сделал его царем на земле. Адам даже нарекал имена всем животным (Быт.2:19). Бог удостоил человека быть образом и подобием своего Творца (Быт.1:27). И Господь, сотворив Адама, дал ему две заповеди, призванные усовершенствовать всецело его естество: первая заповедь касалась физического труда, возделывать и хранить рай; вторая заповедь, духовная — воздерживаться от вкушения запретного плода.

пробел

Человек – творение Божие – изначально призван к сотворчеству вместе со своим Создателем. Значит, человек должен творить, и Господь наделяет его такими свойствами. И прежде всего это свойство заключено в любви.

пробел

Труд – это всегда делание, а любовь не может быть бездейственной, любовь всегда призывает человека к труду: телесному, душевному и духовному. Сам Господь наш Иисус Христос сказал, что «Царство Небесное силою берется» (Мф.11:12). Спаситель призывает к конкретному действию: взять крест свой и следовать за Ним, исполнив две важнейшие заповеди – о любви к Богу и любви к ближнему. Любовь в библейском понимании – это не какое-то хорошее и радостное чувство, но прежде всего – дело, поступок.

пробел

Любое бездействие – это тоже действие, но только в негативную сторону. Как застойная вода превращается в болото, так и человек не трудящийся постепенно уничтожает свою духовную и физическую природу. Труд — необходимое условие духовного возрастания, без которого человек не может жить: мышцы атрофируются, а душа мертвеет. «Сначала потрудись, а потом получишь духовный плод». По этому примеру и принципу шли все святые отцы, свой духовный подвиг они сопрягали с физическим трудом. Даже Апостол Павел полагал справедливым существовать, кормясь от рук своих (Деян. 18:3).

пробел
Итак, всякий труд облагораживает человека. Недаром классики говорили, что без труда невозможно человеку соблюсти свое человеческое достоинство.

пробел

Но тем более труд для славы Божией, приносит человеку особую духовную пользу. Первый грех человек сотворил из-за преслушания. Труд – это прежде всего послушание: во-первых, Богу, давшему всему человечеству заповедь о труде, во-вторых, тому, кто руководит нашим трудом. И в этом смысле уделить время для труда ради Бога – значит, совершить своего рода духовную милость, и даже больше – подражать в добрых делах Самой Пречистой Деве, Которая пряла и вышивала для Иерусалимского храма.

пробел

Когда христианин делает что-то в храме, он исполняет прежде всего то, что Христос заповедовал нам в Евангелии – совокупность любви к Богу, Которому принадлежит храм, и ближним, с которыми вместе мы трудимся. Ведь храм является не только образом Царства Небесного, но и его началом на земле. Когда верующий человек находит время и силы, чтобы потрудиться в храме во Славу Божию, то можно с уверенностью и в прямом смысле сказать, что он трудится для Царства Небесного. Господь за такие добрые дела в свое время воздаст человеку стократно.

пробел

Слава Богу, что есть люди, которые готовы трудиться, помогать и прославлять своими талантами и дарами создавшего их Творца. Место свято пустым не бывает, и не оскудеет рука дающего и творящего милостыню. Каждый трудящийся получит награду во время своё. Помоги нам всем Господь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *