«Двойное имянаречение» в Крещении: осмысление практики

15 октября - день памяти священномученика Киприана, епископа, мученицы Иустины и мученика Феоктиста | Православная ЖизньВ день памяти священномученика Киприана и мученицы Иустины представляем вашему вниманию небольшое эссе, посвященное анализу распространенного до сих пор явления — совершению Крещения над ребенком с именем, отличающимся от данного ему при рождении.

пробел

В житии святого Киприана есть поразительный эпизод, когда этот бывший колдун или, как бы мы сейчас сказали, экстрасенс обратился к вере. Отдав на сожжение свои чародейские книги, он пришел в храм Божий просить о святом Крещении. Житие говорит, что Киприан «плакал о грехах своих, посыпал пеплом голову и искренно каялся, взывая к истинному Богу об очищении своих беззаконий» и даже не захотел покинуть храм, пока не станет совершенным христианином. Видя его ревность и покаяние, Господь сподобил его желанного приобщения Церкви.

пробел

В ситуации подготовки ко Крещению в наши дни приходится видеть как случаи искреннего устремления к Богу, так и поразительное равнодушие к православной вере. Труднее всего приходится, когда православный человек начинает вдруг рассуждать о христианской жизни так, слово он недалеко ушел от вчерашнего язычника и, в отличие от раскаявшегося Киприана, хочет одновременно угодить и Христу, и велиару. Поэтому, говоря о Таинстве Крещения в день памяти этого подвижника, хотелось бы указать на распространенное заблуждение, с которым приходится очень часто сталкиваться во время огласительных бесед.

пробел

Случается, что родители младенца, придя на беседы, ставят перед фактом: мы хотим назвать ребенка другим именем. Пусть по документам он будет Петром, а в Крещении – кем-нибудь еще. Или просто интересуются: а можно ли так сделать? Ведь имя малыша – это его защита…

пробел

Надо сказать, ситуация эта встречается нередко, и не всегда за ней стоит именно суеверие. Изредка такое случается, когда родители не смогли договориться об имени ребенка. Тогда, в качестве компромисса, одно из имен указывается в государственном документе, а второе становится крещальным. Такая ситуация встречается даже и в православных семьях. Кроме того, бывает, что какой-то особо чтимый в семье подвижник носит имя, редкое и непривычное для окружающих – и по каким-то причинам родные стесняются назвать так дитя по документам… Но мы говорим о совершенно иной проблеме, когда мотивом родителей становится не какая-то извинительная, может быть, немощь или внутрисемейные споры, а убежденность в том, что такое «двойное имянаречение» станет дополнительным способом «защиты» младенца от вредоносного воздействия темных сил.

пробел

Почему это не может быть допустимо?

пробел

По-человечески понятно желание мамы и папы оградить дитя от всякого зла, тем более от зла со стороны падших духов, то есть демонов. Следует задать вопрос – а разве благодати Крещения недостаточно для защиты? Вспомним, что происходит во время Таинства: священник Именем Христовым обращается к сатане и произносит страшные по своему смыслу слова:«убо́йся, изы́ди, и отступи́ от созда́ния сего́, и да не возврати́шися, ниже́ утаи́шися в не́м, ниже́ да сря́щеши его́ или́ де́йствуеши, ни в нощи́, ни во дни́, или́ в часе́, или́ в полу́дни, но отиди́ во сво́й та́ртар, да́же до угото́ваннаго вели́каго дне́ су́днаго». Сам Бог, согласно молитвам чина Крещения, повелевает нечистым духам отступить от того, кто готовится креститься. Более того, обращаясь к Создателю, священник от лица всей Церкви просит: «да́ждь ему́ (то есть крещаемому) побе́ды на него́, и на нечи́стыя его́ ду́хи». Мы не просто просим у Бога какой-то защиты или покровительства – мы призываем Его Имя, чтобы попрать силу диавола, победить его!

пробел

А значит, одним из даров Крещения будет как раз возможность для человека победить и преодолеть все вражеские соблазны. Неслучайно после отречения от сатаны крещаемый (или восприемник) плюет в его сторону. Вот как мы должны относиться ко всей «силе» диавольской: для христианина она достойна лишь презрения.

пробел

Чтимый ныне священномученик Киприан восклицает: «О, губитель и обольститель всех, источник всякой нечистоты и скверны! Ныне я узнал твою немощь. Ибо если ты боишься даже тени креста и трепещешь Имени Христова, то что ты будешь делать, когда Сам Христос придет на тебя? Если ты не можешь победить осеняющих себя крестом, то кого ты исторгнешь из рук Христовых? Ныне я уразумел, какое ты ничтожество; ты не в силах даже отомстить!»

пробел

Задумаемся над тем, что именно означает это Таинство и благодаря чему совершается. Непременным условием Крещения является вера человека – в частности, вера в то, что Господь Иисус Христос был распят на кресте, умер и воскрес из мертвых. Воскресение Христово сообщает нам победу над грехом, смертью и диаволом – это основа нашей веры. «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева», говорит Апостол Павел (Рим.5:8-9). Если основой нашего спасения служит такая страшная вещь, как смерть и воскресение Сына Божия, как можем мы, облекшись в Него в Крещении (Гал.3:27), искать каких-то дополнительных «средств защиты»? Что может быть выше того, что Сам Бог совершает для нас Своей Крестной Жертвой?

пробел

Корни практики, когда родители просят дать ребенку второе «тайное имя», уходят в глухую древность и берут начало в языческих воззрениях. Светские исследователи религии, изучая верования тех народов, где еще не было проповедано Евангелие, и пытаясь восстановить облик древнейших языческих практик, замечают, что многие современные суеверия и убеждения по сути своей аналогичны верованиям этих племен. Фактически мы имеем дело с образом мышления, который называется магическим. Исследователь религии Дж. Фрэзер говорил, что магическое мышление опирается на два принципа – «принцип подобия» и «принцип соприкосновения». Первый из них означает, что в сознании магически мыслящего человека два различных объекта, связанные чем-то общим, имеют свойство оказывать друг на друга влияние. Второй принцип исходит из убеждения, что однажды соприкоснувшиеся друг с другом вещи продолжают влиять друг на друга.

пробел

«Но ведь мы цивилизованные люди, — возразят нам. – Какое отношение мы имеем к каким-то верованиям первобытных людей?» Самое прямое. Охотник рисует на стене оленя и бьет в него копьем, полагая, что тем самым он воздействует на настоящее животное и вскоре получит его в качестве охотничьего трофея. Родители дают младенцу «тайное» имя, чтобы никто не мог подействовать на него через какой-то «сглаз». Разве не из этого же принципа подобия исходит их логика? Разве не порождена она желанием как раз такого «взаимодействия» избежать? А желание дать какое-то особое «защитное» имя, страх, что кто-то «увидит ребенка и порчу на него наведет» – не рождается ли оно из уверенности в существовании тех самых «тайных», «магических» сил?

пробел

Следует, таким образом, спросить – если вы верите, что в мире существуют силы, которые можно контролировать таким примитивным образом, то какое отношение к ним имеет Господь Вседержитель? Если Сам Бог (а равно и диавол) для вас – одна из таких сил, с которой можно «сторговаться» и «договориться», чтобы получать счастье, здоровье и благополучие – то вы по-прежнему язычники и далеко отстоите от Крещения. А если вы считаете, что Бог выше такого рода явлений, то почему же оскорбляете Его величие, вместо Его защиты прибегая к примитивным и бессмысленным уловкам?

пробел

«Заблуждаетесь, не зная ни Писания, ни силы Божией» (Мф.22:29), — изрек некогда Господь Иисус Христос, обращаясь к не верящим в воскресение из мертвых саддукеям. Эти слова исполняются и на тех, кто не верит, что сама благодать Крещения способна дать младенцу необходимое для его благополучения, и изощряется в поисках «путей защиты» для ребенка через наречение ему «тайного» имени. Если приведенные выше слова ученых о магическом мышлении и природе суеверий не заставят человека критически мыслить – следует ли надеяться, что он поверит словам Писания, которого, вероятно, и не читал? И тем не менее, в самом начале книги Бытия мы находим живое подтверждение тому, что защита от зла лежит вовсе не в том, чтобы иметь какое-то особенное, секретное имя.

пробел

«И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3:2) История грехопадения человека известна каждому. Но обратите внимание: у жены Адама на протяжении всего библейского повествования об искушении в Едемском саду нет имени. Она называется просто «жена», а по-древнееврейски – существительным женского рода от слова, означающее «муж» или «человек». Имя Ева она получает уже после грехопадения (Быт. 3:20). Итак, на протяжении всей истории человечества в раю она остается безымянной. Помешало ли это сатане воздействовать на нее? Очевидно, что нет. «Увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел». То, что сатана не знал ее имени (его попросту не было), никоим образом не помешало ему зародить в сердце женщины сомнение в истинности Божественной заповеди и, в конечном итоге, подтолкнуть на путь, ведущий к смерти, страданию и одиночеству. А путь этот начался через грех. Грех Адама и его жены был грехом неверия Богу, недоверия Его промыслу и желания стать «как боги» не путем соработничества Творцу, а все тем же путем примитивной магии: всего-то вкусим запретный плод – и сравняемся с самим Творцом… А ведь тем самым погибельным путем волей-неволей идут все, кто пытается в обход Бога организовать себе «защиту» и «благополучие» в земной жизни.

пробел

Именно грех становится тем орудием, что пробивает брешь в той Божественной защите, обретенной нами в Таинстве Крещения. Именно совершение греха лишило наших прародителей благодатного общения с Отцом Небесным. И именно через пороки, нарушение Божественной заповеди, мы становимся легкой добычей для сил зла. И если мы хотим всегда иметь защиту и покровительство Господа, мы должны бояться не того, что кто-то повредит нам, узнав наше крещальное имя или еще каким бы то ни было образом, а того, что через злые поступки, греховные побуждения, неверие и нежелание знать Творца мы готовим себе самое большое зло, какое только возможно – вечную духовную смерть. «Чего страшится нечестивый, то и постигнет его, а желание праведников исполнится», говорит нам Священное Писание (Притч.10:24).

пробел

Итак, в основе желания родителей наречь ребенка «тайным» именем в Крещении лежит, во-первых, непонимание ими самого смысла совершаемого Таинства, во-вторых, грех неверия и часто неосознаваемые внутренние убеждения, проистекающие из магического воззрения на духовный мир. Поэтому так важно объяснить на беседах перед Таинством Крещения, во что именно должен верить и как должен жить православный человек. «Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2 Тим. 1:7). Не будем поддаваться на диавольский соблазн отступить от православной веры, поддавшись языческому суеверию, но обратимся «от худо́жества волше́бнаго к позна́нию Боже́ственному», молитвами святых Киприана и Иустины.

 

Катехизатор прихода Екатерина Манкевич

Фреска с житием сщмч. Киприана

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *