Восстановить нельзя уничтожить: старинные киоты в храме XXI века

Киот иконы «Всех Скорбящих Радосте» в процессе реставрации

В наши дни приобрести икону — дело невероятно простое. В любой церковной лавке можно найти, а то и попросить изготовить на заказ любой образ самых разных изводов и размеров. Интернет изобилует примерами как старинных, так и современных вариаций изображений святых, а в тех же соцсетях активно публикуются иконописцы, представляющие на суд зрителя плоды своих молитв и трудов. Точно так же наряду с иконой легко отыскать и все, что к ней прилагается — например, киоты, то есть ящички или футляры, куда помещается образ. В домашней обстановке киоты используют редко, так как основная его задача — предохранять писаную икону от вредоносных воздействий, которых в квартире не так много (да и писаную икону дома может позволить себе не каждый). В храме иконы практически всегда помещают в киот для лучшей сохранности.

пробел

Конечно, киоты стараются и приукрасить резьбой или золочением. Но зачастую они продолжают восприниматься только как «обертка» иконы. Если старинный образ, дошедший до нас от дедов и прадедов мы бережно храним как святыню и непременно отдаем в реставрацию, то киот… много ли проку от его восстановления? Ведь всегда можно заказать новый, более современный и прочный, да и тщательная реставрация, как правило, «влетает в копеечку»…

пробел

Когда возникла необходимость в реставрации мраморной Голгофы, находящейся в нашем храме, мы тоже услышали подобный вопрос: «А чего возиться? Можно заказать новую, на любой вкус, еще и дешевле выйдет». Те же самые, если не большие, сомнения возникают, когда прихожане приносят старые, разбитые киоты. Отдельная проблема — поместить старинный киот в храме, построенном соврем недавно: в одном углу, как говорится, только положили краску, и тут же — древний киот, который нужно в это храмовое пространство вписать… Так проще восстановить или сделать новый?

пробел

Детали резьбы киота иконы Спаса. Восстанавливаемые фрагменты отличаются по цвету

Вот что говорит заместитель заведующего отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, хранитель древнерусского искусства Галина Васильевна Сидоренко: «Киот — это не просто вместилище иконы. Первые киоты можно найти сохранившимися еще с V — VI веков, и уже тогда они были очень разнообразными. В некотором смысле они были и украшением иконы, и даже даром святому. На Руси святыни всегда обрамлялись киотами, и это было дорогим делом — те, кто искал способ отблагодарить Господа или святого, как правило, жертвовали на оклад или на киот для иконы. Можно вспомнить Владимирскую икону Пресвятой Богородицы, которая также находилась в дорогом киоте — его мы можем видеть на старых фотографиях — и только раз в год эта святыня выносилась в храмовое пространство без киота. То есть киот — это очень важный атрибут церковного действа. Если он выполнен художественно, то, конечно, его нужно беречь. Мы ведь не знаем, почему та или иная вещь попала в храм. В этом есть воля Божия. И если сейчас мы не можем найти средств на восстановление киота, который действительно искусно выполнен, значит, нужно бережно хранить его до той поры, пока не отыщется возможность его реставрировать».

пробел

Конечно, обрамление иконы — еще не сама икона. Но вспомним, как христиане относились в древности к одеждам святых: даже к ним они почитали за благо прикоснуться (Деян. 19:12). Конечно, понятно и стремление верующего человека благоукрасить чтимую святыню. Уместно и вспомнить, как благословил Господь Соломона, намеревавшегося не только устроить храм Господень, но и расширить и привести в порядок те святыни, что уже имелись (2 Цар.24:25). Мы стремимся беречь доставшееся нам от предков не потому, что оно свято само по себе (ничто не свято без Бога), но потому, что красота служит нам напоминанием о прекрасном мире Божием, и в бережном ее хранении мы учимся любить эту красоту.

пробел

Процесс реставрации резьбы киота

Иконописец Мария Кутовая, которая трудится над росписями нашего храма, считает, что реставрация киотов — дело, полезное не только для сохранения старинного художественного наследия, но и для самих мастеров-иконописцев и резчиков. «Реставрируя киот, мы видим, как украшали святыню мастера, жившие сто или двести лет назад, и можем учиться на их примере — учиться технологии, учиться мастерству, учиться отношению к святому образу». Неверно, таким образом, воспринимать киот как чисто утилитарный предмет: он и сам по себе может быть образцом искусства, подчеркивая красоту иконописного образа. Ведь в том, чтобы сделать киот так, чтобы он подчеркивал икону, а не перетягивал на себя внимание, не отвлекал от молитвы, заключена очень непростая задача мастера. Нельзя, наконец, опустить и эстетическую сторону: благородная красота старины не только настраивает нас на правильный духовный лад, но и напоминает о том неразрывном преемстве, которое каждый христианин имеет в Церкви с другими верующими, жившими до него.

пробел

Именно поэтому наш приход считает важным бережно относиться к труду резчиков, живших когда-то до нас, и уделяет большое внимание реставрации тех старинных икон, окладов и киотов, что были пожертвованы прихожанами. Больше года назад был отреставрирован замечательный резной киот, в котором были восстановлены недостающие элементы. Специально для размещения в нем была написана икона Спаса в терновом венце, сейчас она расположена в алтаре.

пробел

Детали резьбы киота

Старинный киот для иконы «Всех Скорбящих Радосте» тоже прошел через реставрацию. Из металлических вставок-орнаментов, украшавших некогда раму, сохранилась только одна, но мастер смог на ее основе восстановить и другие. Резьба киота становится как бы продолжением самой иконы: в верхней ее части вырезана голубка, нисходящая на образ, что символизирует благодать Святого Духа, почивающую на Божией Матери. Тем самым киот — уже не просто футляр для иконы, но как бы ее продолжение, неразрывное с ней единство. Нередко поэтому резчик изображает на них христианские символы: цветы, напоминающие о красоте рая, виноградную лозу — символ Самого Христа и Таинства Евхаристии, вензеля и короны — напоминание о Царствии Божием и о той награде, которая уготована праведнику.

пробел

Старинное или современное? Сохранять или делать по-новому? Можно отвечать на эти вопросы по-разному. Несомненно одно: храня, изучая и оберегая то прекрасное, что оказалось в наших руках, мы учимся не только подражать мастерам древности, но и быть благодарными, ценить наследие наших прадедов, благоговейно относиться к святыням.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *