«Будьте как дети»…

В праздник Рождества Пресвятой Богородицы диакон Олег Лемешев рассуждает о значении евангельских слов «Будьте как дети» (Мф. 18:3) и о благодатной силе Таинстве Покаяния.

пробел

Рождение ребенка – это всегда большая радость, особенно если он появляется на свет после долгого ожидания. Родители встречают великое утешение в тех минутах и часах, что они проводят рядом с малышом – видя его улыбку, наблюдая за его движениями, заботясь о нем с любовью. Как вы знаете, недавно в моей семье родился малыш. Увидев своего младенца, я задумался о том, насколько же всё-таки дети чисты перед Богом, насколько же они чище взрослого, погрязшего во грехе человека.

пробел

Да, мы даже детей купаем, чтобы они физически были чисты. И сами, наверное, не забываем об очищении тела. Но «купаем» ли мы свою душу после многих грехов, которые мы совершаем на протяжении своей жизни, участвуем ли мы в исповеди, чтобы стать похожими на детей? Ведь недаром Господь говорит нам, чтобы мы «стали как дети», потому что иначе не сможем войти в Царство Небесное.

пробел

А для этого нам нужно участвовать в Таинстве Исповеди. Нам необходимо омыться от своих грехов, и недаром Исповедь называют «возобновлением Крещения». Как вода Крещения дает человеку новую жизнь (опять-таки, Крещение сравнивают с рождением, появлением на свет нового христианина), так и Исповедь дает человеку обновление через то покаяние, которое он приносит.

пробел

Но может ли взрослый человек, который погряз в грехе, стать похожим на ребёнка?

пробел

Если спросить у наркомана, который много лет употреблял наркотики, или у алкоголика, который много лет пьянствовал, или у вора, который много лет воровал (допустим даже, что эти люди бросили свои пагубные привычки) — являются ли они бывшими наркоманами, алкоголиками и ворами? Большинство людей ответят: «Конечно! эти люди являются бывшими наркоманами, пьяницами и ворами, потому что что в прошлой жизни они много лет этим грешили, значит они «бывшие такие».

пробел

Но ведь на самом деле эти люди, несмотря на все свои грехи, не являются бывшими наркоманами, пьяницами или ворами! На самом деле эти люди являются… бывшими святыми. Ведь ни один из них не родился наркоманом, не родился пьяницей и не родился вором. Все люди родились младенцами, все люди родились, имея лишь один первородный грех, да и тот омытый у большинства в детстве Крещением.

пробел

К такой чистой святости, к такой чистоте, детской невинности и целомудрию и призывает нас Господь, и говорит, что если мы не станем как дети, то не сможем войти в Царство Небесное. Действительно это так, ведь без греха человек похож на простого, невинного, наивного ребенка, который «всему верит, всего надеется» (1 Кор. 13:7), готов все прощать, всех любить. Исповедь позволяет нам вернуться на потерянный ранее путь, обновиться и снова стать как бы детьми. На исповеди мы можем не только формально исповедовать свои грехи, но и попросить у Бога благодати, которая нам поможет не повторять своих грехов и быть не просто формально христианами, но истинными христианами, которые возлюбили закон Христов и соблюдают заповеди.

пробел

Что может помочь нам на этом пути?

пробел

Попробуем ответить, чем отличается взрослый человек от младенца. Да тем же, что и духовный христианин от душевного, ведь люди, которые только формально называются христианами, всегда живут в суете, всегда им чего-то не хватает, всегда суета их поглощает, мир поглощает. Духовный человек не станет ограничиваться только внешними признаками христианина, он будет стремиться стать таким и по внутренней жизни. Тот же самый же самый пример можно привести насчёт младенцев: взрослые везде ищут счастья, а дети везде его находят. Взрослые суетятся, стремятся к недостижимым целям, а ребенок живет одним днем, не огорчается от неудач, радуется каждой мелочи и потому и бывает по-настоящему счастлив. Как возможно исправить взрослого человека? Только тогда, когда человек по-настоящему верит в Бога и свою веру подтверждает делами, не разменивая Его любовь на суету мира сего. Поэтому достичь святости без уподобления в этих вещах ребенку невозможно.

пробел

Если мы посмотрим на младенца, который чист и безгрешен, который сияет от чистоты, то нам будет трудно представить себе, что этот младенец, чистый и непорочный, может через много лет впастьв самые тяжкие грехи. Конечно, нам бы не хотелось себе этого представлять, ведь мы любим детей, мы любим их чистоту, мы ценим их святость! Но почему-то, когда мы уже смотрим на взрослых людей или на людей, которые погрязли во грехе, мы не пытаемся представить их теми детьми, которыми они когда-то были, теми детьми которых искалечила греховная жизнь…

пробел

Грех – это прежде всего болезнь, поэтому мы всячески должны пытаться исцелить любого человека, который заболел самой тяжкой болезнью, и прежде всего, себя. Только Церковь, в которой находится Христос, имеет лекарство от наших болезней, и мы должны понимать, что, находясь в числе христиан, должны воспользоваться этим спасительным средством. Ведь мы единое тело, мы единый организм, у нас единые прародители Адам и Ева, у нас один Бог, Творец, Который всех нас создал, у нас единая Кровь и Тело Господне, через которые мы все соединяемся в единый организм Церкви. В конце концов, даже беды, посылаемые от Господа во вразумление, и те нас соединяют. Если и в скорби мы едины, и в беде мы едины, так тем более и в доброте, и в христианской красоте мы тоже должны быть едины. Как выразился блж. Августин: «В главном единство, во второстепенной многообразие и во всем любовь». А любовь и есть средство и цель всех заповедей Спасителя. И именно по любви Бога к нам мы и имеем возможность, в единстве друг с другом, преодолеть разделяющий нас грех.

пробел

Святость вообще искони присуща русскому народу. Недаром Русь называется Святой. Можно привести пример из допетровских времен, когда однажды греческая церковная делегация посетила Русь. Оказавшись у нас, они удивились, насколько свято живут все люди. Вернувшись обратно в Грецию, они говорили, что вся Русь заполнена монахами, говорили, что у них все монахи, просто одни женатые а другие в монастырях, их удивляла семейная жизнь людей, где были прекрасны семейные взаимоотношения, где жена послушалась мужу а муж послушался Христу. А всё это дополняли замечательные прекрасные, плоды любви – дети, которые были послушны своим родителям.

пробел

Русский писатель Ф.М. Достоевский писал, что русский человек без Бога жить не может. Великий гений считал, что слово «русский» есть признак не национальности, а веры. Ведь если ты русский, то значит, ты православный, а если ты православный, значит, ты призван стать святым. Русь называлась святой, Церковь называется святой, Церковь также, как и большое государство, состоит из множества людей, и каждый человек призван к чистоте и святости, к любви и безгрешности.

пробел

Подлинная любовь жертвенна. И здесь нужно сказать, что семья является идеальной школой любви. Семья — это место для жертвы, где мы приносим самых себя в жертву друг другу.  В семье мы должны лишиться своего эгоизма и жертвовать собою для того, чтобы избавиться от своих грехов и обрести подлинное единство с Богом и друг с другом.

пробел

Итак, будем как дети… Будем радоваться каждому дню, будем хранить свою душевную чистоту, будем возделывать любовь в наших семьях, и тогда мы действительно будем со Христом.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *