День рождения: отмечать?

11 сентября – день строгого поста: Церковь вспоминает усекновение главы честного, славного и всехвального пророка и Предтечи Иоанна. Обстоятельства мученической кончины святого Иоанна Крестителя были предметом размышлений как святых отцов Церкви, так и многих благочестивых мирян. В то же время Евангельское повествование вынуждает многих задаться вопросом: смерть этого великого святого произошла из-за того, что нечестивый Ирод праздновал день своего рождения, так допустимо ли для христианина отмечать эту дату своей жизни? Более того – известно, что некоторые люди и вовсе отказываются от любых торжеств, осуждая и Церковь за то, что, помимо собственно событий страстей и Воскресения Господних, она установила и другие торжества – дни памяти святых, именины и тому подобное. Как христианину согласовать это «противоречие» с устоявшейся традицией?
пробел
Чтобы дать ответ на этот вопрос, заметим, что мнение о запрете для христианина любых торжеств не согласуется со Священным Писанием, в котором Сам Господь дает установления о торжествах и порядке их совершения. Самый известный пример – это заповедь о почитании субботнего дня: «Помни день субботний, чтобы святить его…» (Исх.20:8) Другой пример (из множества), где Богом даётся не просто указание о празднике, но и предписывается проводить его весело: «Праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна твоего и из точила твоего; и веселись в праздник твой ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые в жилищах твоих» (Втор. 16:14) Наконец, можно вспомнить и Новозаветный пример – двенадцатилетний Иисус идет с родителями в Иерусалим на праздник (Лк.2:41-51) Кстати, из текста Евангелий прямо следует, что и Сам Христос почитал праздники, например, праздник ветхозаветной Пасхи или упоминаемый выше праздник кущей (Ин. 7:10). Наконец, и Апостолы почитают праздники: так, Павел специально направляется в Иерусалим (Деян.18:21), чтобы присутствовать на одном из них (по толкованиям, на празднике Пасхи или Пятидесятницы).
пробел

Однако все это не дает нам ответа на поставленный в начале вопрос: допустимо ли отмечать праздники, не связанные с религиозными установлениями? Ведь в Библии всего дважды упоминается празднование дня рождения, и оба раза их отмечают нечестивцы – фараон, заключивший в тюрьму Иосифа (Быт. 40:20), и убийца Предтечи Господа царь Ирод (Мк.6:21). Последних уравнивает блаженный Иероним Стридонский, говоря: «Мы не знаем, чтобы кто-либо другой праздновал день рождения своего, кроме Ирода и фараона, так что одинаковые по своему нечестию одинаково совершают празднества (Толкование на Мф.14:6)».
пробел
Прежде всего, отметим, что сама мысль выделить день, когда человек появился на свет, по сути своей не несёт в себе чего-то греховного. Сам Спаситель говорит, что женщина, ожидающая дитя, радуется его рождению: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16:21). Священное Писание говорит нам, что эту радость с матерью разделяют и другие члены семьи: об этом свидетельствует рассказ евангелиста Луки о рождестве Иоанна Предтечи (Лк.1:58). В появлении человека на свет издревле виделось благословение Божие его родителям. Праздником Рождества Христова Церковь утвердила не только то, что через рождённого Сына Божия были благословлены все народы земли, но также и то обстоятельство, что Господь, освящая и обновляя каждую сторону человеческой жизни, сделал это и в отношении рождения, так как Сам благоволил стать человеком и родиться в мир.
пробел
Жизнь, в которую вступает новорожденный, есть дар Божий, за который мы благодарим Творца, называя его в молитве «Источником блага и Подателем жизни». Младенец растёт, совершенствуется, и вот от существования в материнской утробе он переходит на новый этап бытия, а затем становится старше и меняется с каждым годом. Поэтому уместно в день рождения не только радоваться, но и благодарить Бога за то, что Он даровал человеку возможность получить от Него награду за благочестиво прожитые годы и что сподобил человека стать не только старше, но и совершеннее.
пробел
Есть ли указание на такие праздники в Библии? В книге Бытия мы читаем: «Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак [сын его] отнят был от груди» (Быт.21:8). Детей вскармливали довольно долго, иногда до трёх-пяти лет, и прекращение кормления – знак, что из-под покрова и опеки матери ребёнок переходит во взрослую жизнь. «Отец верующих» Авраам (Гал.3:7) в честь этого события устраивает торжество – вот пример совершенно светского, более того – частного обстоятельства жизни, которое знаменуется пиром и удостаивается упоминания в Библии. Свт. Филарет объясняет, почему такое событие вошло в Писание: «пример Авраама и здесь поучителен. Он говорит нам, что вера не отвергает благоприличий общежительных, а старается их облагородствовать своим влиянием» (Толкование на книгу Бытия). Итак, даже в Священном Писании мы видим свидетельство того, что празднуется событие, не установленное Богом как религиозный праздник и к тому же отмечающее совместной трапезой очередной этап взросления человека.
пробел
Церковь не осуждает празднование дней рождения, однако указывает, что на первом месте должно стоять не желание побольше съесть и выпить за праздничным столом, а благодарение Богу за прожитые годы и молитва о спасении как самого виновника торжества, так и его родителей. В Предании установился обычай отмечать молитвой каждый этап жизни человека, в том числе и день, когда он появляется на свет — согласно Требнику, священник читает у одра родильницы особые молитвы, в которых есть прошения о матери и ребенке. Уместно и в годовщину этого события христианину посетить храм и помолиться о себе и своих родителях. Св. Иоанн Кронштадтский писал: «И мы все обыкновенно стараемся встретить и проводить день рождения и наипаче тезоименитства, день духовного рождения, – эти дни безмерной благости к нам Божией, в которые мы узрели этот свет и сопричислены к Церкви первородных, – в особенной радости» (Симфония по творениям прав. Иоанна Кронштадтского). Кроме того, празднуются и такие ключевые для спасения людей события, как Рождество Пресвятой Богородицы и Рождество Иоанна Предтечи. Главное, к чему мы призваны в дни торжеств – как общецерковных, так и частных – к духовному совершенствованию и стяжанию спасения. В «Слове на Святую Пятидесятницу» свт. Григорий Богослов говорит: «праздновать значит у нас приобретать для души блага постоянные и вечно обладаемые, а не преходящие и скоро гибнущие, которые… мало услаждают чувство, а более растлевают его и вредят ему».
пробел
Именно этим принципом нам и подобает руководствоваться, когда мы задаемся вопросом, можно ли нам отмечать тот или иной праздник и как благочестиво его отметить. Ни в день рождения, ни в какой-либо другой праздник, ни даже в обычный день не следует пресыщаться. Нет греха и в том, чтобы поздравить с значимым событием своего ближнего, устроить благочестивое празднество — подражая Аврааму, а не беззаконному Ироду, разгульное пиршество которого привело к смерти святого Иоанна Предтечи.
пробел
Екатерина Манкевич

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *