Апология христианства. Лекция 2 (продолжение)

Продолжается публикация лекций В.А.Сударикова по апологетике. В данной публикации — продолжение второй лекции, посвящённой древним апологетам и их трудам.

Пробел

В.А. Судариков: Читая текст «Апологии» св. Истина, мы видим, что он обращен к римскому народу: «Обращаюсь с моим словом и прошением за людей из всех народов, несправедливо ненавидимых и гонимых». То есть христианство — это вера всех народов, что мы и видим в Деяниях апостолов, когда Дух Святой сошел на апостолов, сначала на иудеев, а затем уверовало множество людей разных народов.
В день Пятидесятницы каждый слышал свой язык, и тогда к Церкви присоединялись даже язычники, а учение Церкви распространилось уже на самые разные народы. Иустин не выделяет разные народы, потому что все люди как бы стали единым народом Нового Завета.
Он пишет: «Люди, истинно благочестивые и любомудрые, должны уважать и любить только истину и отказываться от последования мнениям предков, когда они худы: такова обязанность, внушаемая разумом».


Здесь мы видим несколько важных моментов. Во-первых, разум, понимание веры сразу же определяется как очень важное явление — похвала разуму. Во-вторых, речь идет не о том, чтобы, как сейчас иногда говорят, вернуться к предкам, а чтобы найти истину, и это главное. И неважно, что исповедовали предки. Главное, что мы находим истину.
Некоторые слова из его текстов хочется прочитать. Они очень важны для понимания веры, которая не останавливается перед мученичеством. Это важно и для понимания того, что пережила Россия 80, 70, 60 лет назад, когда люди, такие же, как мы, были готовы к мученичеству.
«И не только требует здравый разум не следовать тем, которые несправедливо поступали или учили: любитель истины должен всячески и больше своей собственной жизни стараться соблюдать правду в словах и поступках своих, хотя бы смерть угрожала ему», — Иустин говорит о верности истины даже до смерти. Это как бы некий манифест мученичества, свидетельство о вере и бесстрашии.
Когда говорят о том, что христиане становятся христианами по каким-то другим причинам: из выгоды, из-за следования традициям или из-за чего-то еще, то здесь мы видим норму для христиан — следование истине. Это очень важно. Причем эта норма отражена в самом начале — в одном из произведений, написанных вскоре после евангельских событий.
Далее. Очень важная тема в «Апологии» — отношение к мучителям, к тем, кто мучает, и это встречается во многих ее местах. Святой Иустин пишет: «Что касается до нас, — мы убеждены, что ни от кого не можем потерпеть вреда, если не обличат нас в худом деле и не докажут, что мы негодные люди: вы можете умертвлять нас, но вреда сделать не можете».
То есть это тоже важнейшая тема — христиане не считают, что кто-то может принести им вред. Ну, что же делать? Если мы доказываем, что мы ничего плохого не сделали, то, может быть, теперь нужно наказать тех, кто мучил нас? И он пишет: «Мы уже не просим вас наказывать обвинителей, ибо для них достаточно наказания в их собственной неправде и неведении истины».
То есть святой Иустин говорит о том, что христиане не хотят наказания тех, кто выступает против них, даже тех, кто их мучает. Они уже наказаны своим неведением, своим состоянием, которое позволяет им мучить невинных людей и выступать против истины.
Здесь можно провести параллель с современной жизнью. В нашем законодательстве есть 148-я статья об оскорблении чувств верующих. Так вот, с точки зрения Иустина Философа это неправильно. Он говорит, что нельзя наказывать не только оскорбляющих нас, но даже и мучителей. Он просит об этом — не наказывать мучителей.
Веру нужно защищать словами и убеждением, убеждением в истине, но никогда не мечом. Это проповедь святого Иустина, и христианское отношение к мучителям именно такое. А если другие считают не так, то это уже некое отступление от исповедания веры.
Здесь кроются целых два вопроса, две проблемы. Это проблема интерпретации, когда то, что происходит на хирургическом столе, может быть совсем не преступлением, а, наоборот, спасением чьей-то жизни, и мы не можем воспринять и адекватно понять это.
Но в истории Церкви мы знаем множество примеров религиозных войн, различных злодеяний, которые люди совершали как бы во имя веры, но они остаются грехом человеческим. И вот, изучая творения Святых Отцов, мы видим норму, к которой они призывали.
Изучение творений Святых Отцов — это не нечто отвлеченное. Читая их, мы должны, прежде всего, их услышать, и не свои мысли, а их мысли. Вот этим мы сейчас и попробуем заняться.
Значит, сегодня наша тема — мы не просим наказывать обвинителей. Это очень важная тема. Святой Иустин говорит о понятии справедливости. Для него справедливость и милость — это очень близкие понятия. Мы же иногда начинаем их разделять.
Для Святых Отцов древности, для Святого Иустина эти понятия гораздо ближе: «Всякий здравомыслящий скажет, что наилучшее и единственное условие справедливости состоит в том, чтобы подчиненные представляли неукоризненный отчет в своей жизни и учении, а начальствующие, с другой стороны, давали приговор не по насилию и самовластию, но, руководствуясь благочестием и мудростью».
Дальше святой Иустин пишет о милости и справедливости — для него это большое единое понятие. И, соответственно, судить о чем-либо — это тоже нам всем урок и наставление.
Судить о чем-либо можно, только детально разобравшись в том, что происходит. Именно к этому он призывал римские власти, римский народ и, тем более, всех, кто читает «Апологию». То есть любое явление мы призваны оценивать справедливо и только по его исследовании.
Сейчас принято судить и христиан, и нехристиан — кого угодно, по какому-то приклеенному ярлыку, по чему-то, что не является, собственно, сущностью и предметом разговора. И это очень важно — судить только по глубокому исследованию предмета и ни в коем случае не судить поверхностно. Именно к этому призывает святой Иустин.
Далее, опять же, он говорит о том, что не нужно судить по одному имени, то есть не нужно иметь двойных стандартов: «Ни по одному имени, помимо действий, которые соединены с именем, нельзя судить, хорошо ли что или худо». По одному имени, не учитывая действий, судить нельзя. Нужно судить о произошедшем по поступкам.
Говоря о вере, святой Иустин пишет о том, что христиане его времени, то есть через 100 лет после Воскресения Христова, почитают ангелов и знают о проделках демонов. Это тоже очень важно, что понимание ангельского мира уже тогда было вполне здравым и таким же, как у нас.
То есть понимание ангельского мира, ангелы, которые помогают людям, и демоны, которые людей искушают, это не изобретение более позднего времени.
Далее. Иустин говорит о жизни христиан, о том, к чему они стремятся. Совершенствами он называет целомудрие, правду и человеколюбие. Это те качества, которые он считает качествами Бога, и он считает, что именно в этом христиане должны подражать Богу. Слова апостола Павла из послания к Коринфянам «Подражайте мне, как я Христу» почти дословно повторяются в «Апологии» святого Иустина.
Святой Иустин возражает против слов о том, что христиане ждут своего царя, что они хотят установить свое царство: «Нет. Когда вы слышите, что мы ожидаем царства, то напрасно полагаете, что мы говорим о каком-либо царстве человеческом, между тем как мы говорим о царствовании с Богом: это ясно из того, что, когда вы допрашиваете нас, то сами признаемся, что мы христиане, хотя знаем, что всякому, кто признается в этом, предлежит смертная казнь».
То есть христиане ждут Царства Божия, но не царства человеческого. Это очень важно и сейчас, ведь мы стремимся не к политическому господству, но ждем жизни с Богом.
Очень много в «Апологии» посвящено евангельским текстам. Как я уже говорил, совершенно очевидно, что Евангелие через 100 лет после Воскресения Христова было очень хорошо известно христианам. Поэтому, когда говорят, что Евангелие написано позже, это не так, хотя бы потому, что уже через 100 лет оно цитируется во многих текстах.
Тогда, конечно, книгопечатания не было, и евангельские тексты читателям доступны не были. Святой Иустин пересказывает Евангелие, говорит о жизни Спасителя, о Его распятии, Воскресении.
Таким образом, мы видим свидетельство существования Евангелия через 100 лет после Воскресения Христова. Это опровергает мнение некоторых атеистов и религиоведов, которые считают, что различные Евангелия написаны позже.
Далее мы читаем очень важное свидетельство о том, что люди, приходя к вере, меняются, и это для нас очень существенно. Часто бывает, что к вере-то мы пришли, а серьезных изменений в нашем нраве не происходит.
О чем же пишет святой Иустин? «Мы не должны производить ссоры, и Он не хочет, чтобы мы были последователями худых людей; но Он увещевал нас терпением и кротостью отводить всех от постыдных дел и пристрастия ко злу.
Это я могу показать на многих из наших, которые из наглых и свирепых переменились, будучи побеждены или тем, что увидели строгость жизни своих соседей, — ну, в смысле, христиан, — или тем, что видели в спутниках чудное терпение в перенесении обид, или из опыта узнали нравы тех людей, с которыми соприкасались по делам».
То есть святой Иустин говорит о том, что он видит во многих из христиан очень большие перемены. Для нас это тоже очень важное свидетельство того, что, если христианство подлинное, то оно должно производить в своих сторонниках, в исповедующих веру изменения их нрава.
Христианство несовместимо с наглостью и свирепостью, поэтому, если кто-то начинает проповедовать христианство, осуждая и ругаясь на окружающих, увы, такое иногда случается, то это явно противоречит тому, о чем писал святой Иустин, о чем он свидетельствует.

 

(Окончание следует).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *