Апология христианства. Лекция 2 (начало)

Мы продолжаем публикацию лекций В.А. Сударикова по апологетике, прочитанных осенью 2018 г. в нашем храме. 

Пробел 

В.А. Судариков: Сегодня тема называется «Древние апологеты, о чем они писали и чем могут нам помочь».
После того как христианство стало распространяться, оно стало гонимым. Гонения то усиливались, то ослабевали. Нельзя сказать, что три первых века христианства гонения были непрерывными. При одних императорах они становились сильнее, как, скажем, при Нероне или при Диоклетиане, при других ослабевали, когда было не до христиан, и христиане тогда могли говорить и писать достаточно спокойно до наступления новых гонений. Но христиане к гонениям готовы были всегда.
Так как гонения постоянно возобновлялись, то возник жанр апологии. Апология — это защита христиан от несправедливых обвинений. Одним их важнейших Святых Отцов, который прославился именно как апологет, был святой Иустин.


Нужно сказать, что сейчас о нем знают мало, и я думаю, что это очень несправедливо. Святой Иустин, Иустин Философ или Иустин Мученик, как его называют, был, конечно, великим человеком. Он сумел совместить знание светских наук и светской философии с глубокой верой и даром христианского учителя. В истории Церкви это бывало довольно редко.
Мы знаем, что и Святые Отцы каппадокийцы Василий Великий, Григорий Богослов тоже были очень образованными в философии людьми, но традицию одновременно и светского знания, и глубокой веры мы, прежде всего, видим у святого Иустина.
Иустин родился ровно через 100 после Христа — в 100-м году. Мы знаем, что Иустин — историческая личность, писатель, знаем, какие произведения он написал. Его житие весьма достоверно с исторической точки зрения, в то время как жития многих святых, особенно святых мучеников, составлены значительно позже их жизни и поэтому могут содержать какие-то неточности.
О святом Иустине мы знаем, что он родился в аристократической римской семье в Самарии, севернее Иудеи, и он был римским гражданином. Как мы знаем, через Самарию много раз проходил Спаситель. Помните Его беседу с самарянкой?
Исторически Самария была царством Израильским, но там жили люди разных вероисповеданий, и поэтому там было смешение с языческими культами, и иудеи Самарии отличались от строгих иудеев, живших в Иерусалиме. В Священном Писании есть много рассказов о самарянах, о том, что иудеи с самарянами не общались, потому что у самарян ветхозаветная вера была смешана с язычеством.
Итак, Иустин родился в Самарии через 100 лет после Спасителя. Он получил хорошее образование. В то время основой образования была, конечно, философия, и философия греческая, эллинская. Еще в Самарии Иустин встречается с христианами и становится христианином.
Затем он переезжает в Рим, и вся дальнейшая жизнь его связана с Римом. В Риме он получает известность именно как философ. Он носит мантию философа и открывает философскую школу. Но в философской школе в Риме он одновременно и учитель философии, и учитель христианства. Многих он обращает в христианство, организует школу апологетов.
Иустин проживает не такую уж маленькую по тем временам жизнь — 65 лет, будучи очень известным именно как христианский учитель. В какой-то момент после одного из открытых диспутов с языческим философом этот языческий философ делает донос на него, пишет, что Иустин — христианин. Его хватают вместе с 6 учениками, и дальше обычная для тех времен история — его призывают принести жертву языческим богам.
Иустин, естественно, отказывается это делать, объясняя, почему, и его казнят как римского гражданина через усекновение мечом. Мощи святого Иустина находятся в Риме, в католической церкви Зачатия Праведной Анны недалеко от Римского форума в центре Рима.
Мы знаем три произведения, явно принадлежащие Иустину. Это «Апологии», первая и вторая, и это «Разговор с Трифоном Иудеем». Есть еще несколько произведений, которые ему также приписываются, но достоверно сказать, его это произведения или нет, нельзя. Есть несколько произведений, которые он точно писал, но они, к сожалению, не сохранились, а ведь писал он очень и очень интересно.
Самое интересное и большое его произведение — это «Первая апология», которую он написал в возрасте 35 лет. Эта книга адресована Римскому Сенату и имеет своей целью защиту христиан от несправедливых обвинений. Она может помочь нам содержащимися в ней ответами на различные недоумения и даже нападки.
С помощью этой книги мы можем представить себе, хотя бы условно, каким был мир того времени. С одной стороны, христианство тогда сталкивалось с язычеством, с другой стороны, с иудаизмом, с той частью иудеев, которые не приняли Христа. Как мы помним, и те, и другие восставали на христианство. «Христос распятый — для Иудеев соблазн, для Еллинов безумие».
Почему же Христос распятый для иудеев был соблазном, а для эллинов безумием? В чем здесь отличие? Потому, что иудеи ждали Мессию, победоносного царя, который даст им власть, деньги. Но его распяли, а распятие было проклятием для иудеев. В Ветхом Завете мы читаем: «Проклят всяк, висяй на древе».
С одной стороны, Христос творил чудеса, воскрешал мертвых и учил о Боге, с другой стороны, Он был распят как разбойник, проклятый с точки зрения ветхозаветного закона, поэтому для иудеев он был соблазном.
Для эллинов же Христос был безумием, потому что их боги были возвышенными, обычной жизни они не касались, а здесь пришел не Бог, а обычный человек, и это было для них полной бессмыслицей.
И вот в этой обстановке проповедует Иустин. Прежде всего, что мы видим в «Апологии»? Написана она ровно через 100 лет после евангельских событий. Мы видим, что исповедание веры, которое мы сейчас знаем, по сути, в «Апологии» уже содержится. Поэтому нападки о том, что христианство придумано значительно позже, несправедливы.
В этой книге мы видим ссылки на множество текстов из Священного Писания, исповедание веры в Святую Троицу, только слова «Троица» еще не было, видим исповедание и почитание Распятия, хотя крест еще не был обретен, видим крещение и Евхаристию. То есть многие основные части вероучения христиан мы здесь уже видим.
А что является основой веры? Первое — исповедание Бога — Троицы: Отца, Сына и Святаго Духа. Второе — исповедание Иисуса Христа Сыном Божиим. Иустин говорит об этом как об уже известном, уже имеющемся, что уже как бы является учением Церкви, и это первое. Он не говорит об этом как о чем-то новом и только им сформулированном.
То есть через 100 лет после Воскресения Христова мы уже видим христианство как сформировавшуюся веру. А ведь довольно часто христианам ставят в вину именно то, что христианство — это нечто гораздо более позднее. Мы уже видим богочеловечество Спасителя, почитание Распятия, Таинство Крещения, Таинство Причащения.

 

(Продолжение следует)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *